Яна Усольцева
Предшкольное образование как механизм преемственности между школой и детским садом
▼ Скачать + Заказать документы
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как с социально-психологической точки зрения, так и с физиологической. Ведь это новые контакты и отношения, новые обязанности. Вся жизнь ребенка начинает подчиняться школьным правилам.
Для первоклассника это очень напряженный период, потому что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, и требует при этом максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
С началом обучения в школе объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с дошкольным периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Поэтому адаптация, или приспособление ребенка к школе происходит не сразу. Чтобы по-настоящему освоиться первокласснику требуются не день, не неделя, а иногда даже несколько месяцев. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности – это, так называемая, «плата» организма ребенка за достигнутые успехи, которая определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка. А помочь осознать серьезность и ответственность этого процесса обязан педагог-психолог образовательной организации. Для этого в лицее организован центр предшкольной подготовки (ЦПП, как механизм преемственности между школой и детским садом. Целью предшкольного образования считается создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка. А результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и познать самого себя («я есть», свои возможности и индивидуальные особенности («я такой», уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Для того, чтобы показать важность предшкольного образования, в лицее было проведено диагностическое исследование, которое состояло из 3-х этапов
1. диагностика готовности детей к обучению в школе группы ЦПП;
2. диагностика психологической адаптации первоклассников к условиям образовательной среды;
3. сравнительный анализ психологической адаптации к образовательной среде детей, которые не посещали ЦПП и детей которые ЦПП посещали.
Для выявления готовности детей к обучению в условиях школы был проведен ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йирасека, который состоял из 3-х заданий: подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, рисование мужской
фигуры по представлению. Данная методика позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Для исследования ориентации в пространстве был предложен графический диктант Д. Б. Эльконина. С его помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Результаты испытаний показали, по итогу посещения ЦПП 64,5% детей имеют высокий уровень готовности к школьному обучению, у 32% - средний уровень и лишь у 3,5% детей был зафиксирован низкий уровень готовности к школьному обучению (детям из этой группы было меньше 7-ми лет).
Диагностика психологической адаптации первоклассников к условиям образовательной среды осуществлялась за счет нескольких методик:
1. проективная методика «Школа зверей»;
2. анкета для определения школьной мотивации Н. Г. Лускановой;
3. методика на выявление самооценки «Лесенка»;
4. анкета для родителей «Адаптация ребенка к школе» М. Р. Битяновой.
Дети, участвующие в диагностике были разделены на 2 группы:
· контрольная - дети, которые не посещали ЦПП
· и экспериментальная, включающая детей, которые ЦПП посещали.
Результаты диагностики представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительная таблица результатов диагностики уровня психологической адаптации первоклассников к условиям образовательной среды в экспериментльной и контрольной группе
Группа Уровень адаптации, % Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Эксперимен-
тальная 31,8 34 18,4 2,2 13,6
Контрольная 19,6 31,3 8 17,6 23,5
Исходя из данных сравнительной таблицы, можно сделать вывод, что первоклассники экспериментальной группы (дети посещавшие ЦПП) показали уровень адаптации на порядок выше детей контрольной группы (не посещавших ЦПП, что безусловно подтверждает важность и эффективность предшкольного образования в системе преемственности между организациями дошкольного и начального школьного образования.
У детей, посещающих центр предшкольной подготовки формируется готовность к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному, появляются осмысленные и систематизированные первичные знания о мире, они знакомятся со школой, школьной территорией и, приходя в первый класс, – идут уже в знакомую среду, которая их совершенно не пугает, а напротив готовит к познанию неизведанного и интересного.