Ирина Ганичкина
Опыт преемственности детского сада со школой
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь дошкольника.
Став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений».
В. А. Сухомлинский
Слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в наше время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – это задача, как детского сада, так и начальной школы.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Подготовка к школе – поистине один из самых загадочных вопросов образования. Существование массы научных и методических публикаций по этой теме вполне объяснимо. Как любая многоплановая проблема, это явление много лет исследуется учеными, обрастает методическими разработками, дискутируется на конференциях и семинарах.
Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения и новая информация. Поэтому мы готовим дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях постепенно, шаг за шагом, вводя новые установки, соответствующим новым требованиям.
Большую помощь оказывает игра в «школу». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируется умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемыми. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). В старшем дошкольном возрасте появляются звонки, рюкзаки, портфели, совместно изготавливаем атрибуты к сюжетно – ролевой игре в «школу».
Одним из условий эффективности работы по осуществлению преемственности двух учебных заведений является ознакомление детей со школой. Знакомство с учебным заведением начинаем с внесения фотографий детского сада и школы в уголок книги. Обращаем внимание детей на них и выясняем, знакомы ли детям здания на фото. Так, между воспитателем и воспитанниками завязывается беседа, где педагог выясняет, хотят ли дети побывать в школе. Конечно, мы всегда на данный вопрос услышим положительный ответ. Вместе со старшим воспитателем организуем экскурсию в школу, с которой сотрудничаем.
Возвращаются с такой экскурсии дети с яркими впечатлениями, они рассказывают друг другу о том, какие правила существуют в школе, затем активно начинают их применять в сюжетно – ролевой игре. Дети серьезно относятся к присутствию на уроке в школе, особенно им нравится, когда учитель непосредственно обращает внимание на них, задавая вопросы, касающиеся данного урока, они, как положено, поднимают руку, отвечают и получают отметки в виде звездочек. Им это нравится, они гордятся теми знаниями, которые смогли показать не только перед своими сверстниками, но и перед первоклассниками.
Знакомство со школой на этом не заканчивается, следующая экскурсия для ребят – в библиотеку. Здесь дошкольникам рассказывают о важности посещения библиотеки школьниками и получении знаний об окружающем мире через книгу. Дети, возможно, впервые видят такое большое количество книг, которые несут в себе разнообразную информацию. Свои впечатления от экскурсий дети раскрывают в рисовании на следующие темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», оформление иллюстративного альбома о школе «Школа, в которой я буду учиться», «Я – первоклассник».
Частыми гостями нашего ДОУ являются учителя школы, с которой мы сотрудничаем, они участвуют в родительских собраниях, педсоветах, семинарах.
Таким образом, наша цель – обеспечить полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к начальной школе.