марина краснопёрова
Методический семинар «Преемственность между детским садом и школой»
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 2) На «Воспитатель года – 2017» я представляю Киселёвскую основную общеобразовательную школу. Стаж работы - 6 лет.
Моё педагогическое кредо:
«В детском садике быть воспитателем, каждодневное сложное дело,
Нужно чутким быть, добрым, внимательным, чтоб за каждого сердце болело!».
Уважаемые коллеги! (слайд 3) Сегодня хочу познакомить вас с обобщением педагогического опыта по теме: «Преемственность между детским садом и школой». Надеюсь, что данной материал вам будет полезен.
Публикация «Методический семинар „Преемственность между детским садом и школой“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
(слайд 4) Вот что думал В. А. Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Поступление в школу - это прежде всего новый этап в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Наиболее сложным и уязвимым считается переходный период от дошкольного к школьному детству. Для того, чтобы он прошёл как можно легче и "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Между БОУ «Киселёвская основная школа» и детским садом налажено тесное сотрудничество на протяжении многих лет. В образовательной программе ДОУ имеется раздел «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности (слайд 5, выделены показатели и критерии «портрета выпускника» детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО. И как результат всей деятельности: последующая успешная адаптация дошкольников к школе.
(слайд 6) Организация работы по преемственности между детским садом и школой включает в себя несколько этапов:
1. разработка плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;
2. согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе между БОУ «Киселёвской основной школой и детским садом на учебный год;
3. организация и проведение совместных запланированных мероприятий в течение всего учебного года.
(слайд 7) Вся работа проводиться по трём основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
(слайд 8) 1. Работа с педагогами:
1. совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2. семинары, мастер-классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы по актуальным темам «Обмен мнениями», «Преемственность» и др.
3. проведение диагностики уровня усвоения программного материала и определение психологической готовности детей к школе (На педагогических советах обсуждаются результаты диагностики и развития каждого ребенка, выявляются причины недостаточного усвоения программного материала, затем намечается индивидуальная работа с каждым ребенком по проблемным вопросам).
4. (слайд 9) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и (слайд 10) открытых уроков в школе, в ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада.
2. Работа с детьми:
- (слайд 11) Периодически дети совершают экскурсию в школу «День знаний», «Последний звонок», где имеют возможность присутствовать на линейке, посидеть за партой (слайд 12, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, учебным классом, и др. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у дошколят.
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых моментах, «Что возьму с собой в портфель», «Я иду в школу», «Веселая переменка», «Мамин день» (слайд 13, «9 мая» (слайд 14).
- выставки творческих рисунков и поделок «Осенняя фантазия», «Новогодняя игрушка», «Мама-главное слово», «День Победы» (слайд 15);
- выпускники детского сада часто заходят в гости, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с воспитанниками.
- проведение совместных спортивных праздников «Олимпийские игры» (слайд 16, «Мама, папа, я – спортивная семья, «Спартакиада», «Масленица». Традицией нашего детского сада, стали выступления бывших воспитанников ДОУ (слайд 17, уже учеников общеобразовательной школы, музыкальной школы, перед детьми старшего дошкольного возраста.
3. Работа с родителями:
Мы стремимся создать единое пространство развития ребенка в семье, детском саду, школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса, в этом нам помогают такие формы работы как (слайд 18):
- круглые столы, дискуссионные встречи, творческие «гостиные» «Как подготовить ребенка к школе»;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей; «Готовность родителя к обучению ребенка в школе»,
- образовательно - игровые тренинги и практикумы, всеобуч для родителей «Учимся играя», «Всесторонне развитие ребенка».
За год до поступления детей, администрация школы определяет учителей, которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года и в конце. Где они рассказывают о программах реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т. д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, также проводятся индивидуальные беседы, консультации.
Очень нравятся родителям уже ставшие традиционными смотры – конкурсы проводимые в детском саду, где они совместно с детьми изготавливают поделки из природного материала «Осенняя фантазия», поделки из бросового материала «Кормушки для птиц», совместные тематические и творческие мини-музеи (слайд 19) «Очумелые ручки», «День матери», «День защитника Отечества» после выставки работ дети, родители, сотрудники детского сада с нетерпением ждут подведения итогов и конечно, поощрений.
Используя наиболее эффективные формы работы с родителями, мы укрепляем взаимоотношения, создается атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать познавательные задачи, детский сад сотрудничает с Киселёвским ДК, сельской библиотекой, музыкальной школой.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. Однако, тревожит проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. Отдают ребенка во все кружки, которые только возможно, тем самым перегружают его как физически, так и психологически. И в этом направлении ведется активная работа.
Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы по результатам диагностики основных разделов программы «Воспитания и обучения в детском саду» при поступлении в школу имеют хорошие показатели.
По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей, выпускники хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.
Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты.