Лариса Гариева
Предметно-развивающая среда в ДОУ как средство обеспечения психоэмоционального благополучия дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимым условием воспитания и обучения дошкольников является создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении. Целенаправленно организованное предметно- развивающее пространство детского сада должно способствовать всестороннему развитию детей, отвечать их интересам и потребностям, обеспечивать эмоциональное благополучие.
Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ как средство обеспечения психоэмоционального благополучия дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2018
В соответствии с федеральными государственными требованиями, основными закономерностями воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развивающая среда ДОУ выполняет ряд функций. К ним относятся: функция стимулирования активности детей, информационная функция, функция сохранения психологического здоровья, воспитывающая и развивающая функции.
Развивающую образовательную среду ДОУ можно рассматривать как совокупность нескольких компонентов: взаимодействие участников педагогического процесса; содержание дошкольного образования; предметно-развивающая среда.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет трактовать предметно-развивающую среду как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Для реализации основных функций предметно-развивающая среда должна организовываться с учетом ряда принципов (по В. А. Петровскому) : принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности; принцип стабильности – динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и психоэмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип эстетической организации среды; принцип открытости – закрытости; принцип «половых и возрастных различий».
Предметно-развивающая среда, организованная с учетом перечисленных принципов, не только обеспечивает всестороннее развитие ребенка, но и способствует его психоэмоциональному благополучию, сохранению психологического здоровья. Исследования показывают, что для сохранения психологического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Таким образом, предметно - развивающая среда ДОУ должна быть психоэмоционально насыщенной и привлекательной для детей. Обеспечить индивидуальную комфортность ребенка поможет использование ширм, организация уголков «уединения» и «приватности», цветовое решение в оформлении помещения.
Кроме того, для эмоционального развития и благополучия детей, на наш взгляд, целесообразно использование материалов и игрового оборудования, способствующего снятию психоэмоционального напряжения и преодолению негативных эмоций.
Например, организованный в групповом помещении центр «воды и песка». Помимо знакомства детей со свойствами различных предметов окружающей среды, повышения познавательной активности дошкольников, игры с водой, песком и сыпучими материалами помогают расслабиться ребенку, снять психоэмоциональное напряжение, агрессию, создать радостное настроение.
Расширять представления детей об эмоциях, понимать психоэмоциональные состояния других и собственные эмоции, развивать средства эмоциональной выразительности возможно через оформление уголка развития эмоциональной сферы детей. Здесь могут использоваться пиктограммы эмоций, альбомы детских фотографий с различными эмоциональными состояниями, зеркала, игры и пособия по развитию эмоциональной сферы, «стаканчики для криков», «мешочки настроения» и т. д., а также доска «Мое настроение», на которой дети каждый день отмечают свое настроение в символической форме: «смайлики», цвета и др.
Использование мягкой мебели, напольного покрытия и подушек, пуфов, наличие растений в интерьере способствует созданию комфортной атмосферы. Положительное влияние на эмоциональную сферу дошкольников будут оказывать оборудованные сухой бассейн и сухой душ. Игры в сухом бассейне и сухом душе вызывают различные тактильные ощущения, что ведет к расслаблению, снятию стресса и преодолению негативных эмоций. Кроме того яркие разноцветные шарики и ленточки вызывают у детей интерес и положительные эмоции.
Влияние тактильных ощущений на мышечное расслабление и снятие психоэмоционального напряжения обуславливает использование в предметно-развивающей среде различных массажных мячей, варежек и рефлекторных дорожек. Игры и упражнения с таким оборудованием помогут ребенку не только укрепить свое здоровье, расслабиться, но и создадут условия для приобретения положительного эмоционального опыта общения со сверстниками и воспитателем. Так, при помощи массажных варежек дети могут проводить самомассаж и взаимомассаж. Включение в игры рефлекторных ковриков и дорожек (точечный массаж стоп) способствует сохранению и укреплению здоровья детей, релаксации. К тому же изготовить такие дорожки воспитатель может совместно с детьми, что будет способствовать их личностному общению и положительным эмоциональным переживаниям.
В физкультурном уголке группы можно поместить напольную грушу- неваляшку, коврик злости которые помогут дошкольникам преодолеть отрицательные переживания, «выплеснуть» эмоции гнева.
На психоэмоциональное состояние дошкольников благотворно влияет изобразительная деятельность. Рисование – доступный для ребенка способ выразить свои эмоциональные переживания, страхи и опасения. В связи с этим важным для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста является организация уголка изодеятельности. Помимо традиционного наполнения этой «зоны» предметно-развивающей среды, здесь можно организовать «стену для рисования». Прикрепленный на стене ватман или полоса обоев позволят детям свободно творить и выражать свои переживания в менее ограниченном пространстве, а нетрадиционный элемент развивающей среды будет способствовать активности детей и переживанию положительных эмоций.
Важными компонентами предметно-развивающей среды группового помещения детского сада являются центры сенсорики и мелкой моторики и речевые уголки. Различные шнуровки, сенсорные панно, оборудования для дыхательной гимнастики и т. д., позволяют укреплять физическое здоровье, развивать моторику и речевой аппарат детей, вызывают положительные эмоции, развивают произвольность поведения.
Созданию положительного эмоционального фона и психологического комфорта способствует использование музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и режимных моментов. Например, включение спокойной музыки при подготовке к дневному сну и колыбельных песен. Это помогает детям отвлечься от негативных переживаний и расслабиться.
Таким образом, создавая развивающую среду детского сада, необходимо обеспечить условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста, их индивидуального комфорта и эмоционального благополучия. Организация предметно-развивающей среды является важной составляющей психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
Список литературы
Подольская О. А. Организация предметно-развивающей среды ДОУ // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2012. № 4. С 28–33.
Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. СПб., 2013. 160 с.
Смолякова Е. Н. Организация психологических уголков в группе детского сада // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2014. № 4.