Александра Бредихина
Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания в ДОУ соответствующей предметно – пространственной развивающей среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного, системного, интегративного и деятельностного подходов к ребенку.
Особенностями дошкольного возраста являются эмоционально окрашенное восприятие материала, наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира, преобладание правополушарного типа деятельности. Особое значение в этот период жизни имеет регулярное общение с природой, построенное на ее сенсорном восприятии. В связи с этим одним из приоритетных направлений является совершенствование педагогического процесса в повышении развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС ДО.
Публикация «Консультация для воспитателей „Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологизация предметно-развивающей среды является одним из условий реализации системы образования в дошкольном учреждении. Обычно под «экологическим образованием» понимают воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Эколого-развивающая среда должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и в образовательной деятельности. В реализации задач экологического образования большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это центры природы во всех группах, экологическая тропа, включающая в себя мини-огород, цветочную поляну, зеленую аптеку, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организацию систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Задачи экологизации предметно-развивающей среды предполагают создание условий для:
• познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
• эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);
• оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);
• становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);
• формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);
• экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его в изобразительной, игровой деятельности, конструировании и других, совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.
Таким образом, экологическое воспитание проходит через все образовательные области. И предусматривает построение соответствующей предметно-развивающей среды, реализованной во всех центрах активности детей.
Работа по экологическому воспитанию в центрах активности и на территории дошкольного учреждения проводится по различным направлениям:
• организация музыкальной деятельности, усиливающая эмоциональное восприятие ребенком природы;
• подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе, в том числе для сопровождения экологических игр.
• использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки, живопись, глиняные игрушки).
• закрепление материалов экологического воспитания в процессе рисования, аппликации, лепки;
• изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.
• подбор художественных произведений к экологической тематике;
• изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала.
• изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.
• формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории
• реализация проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).
• знакомство с миром профессий, связанных с экологией (наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций).
• подготовка и проведение образовательной деятельности с детьми в центре природы группы, мини-лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке.
• участие в подготовке и проведении экологических праздников детского сада, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных.
• дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр на закрепление экологических понятий.
• чтение с обсуждением произведения.
• экологические акции и десант.
• наблюдения и работа на экологической тропе на территории ДОУ
• подборка наглядных пособий (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов,
• включение современных средств обучения – мультимедийные презентации экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы).
Такое развивающее пространство позволяет стимулировать у детей познавательные способности. Формирует нравственно-ценностное поведение в природе, обогащение экологических представлений, развитие эстетического восприятия природы, закрепление и обобщение знаний, полученных воспитанниками в процессе «проживания» в данной модели предметно-пространственной среды. Помогает в приобретении навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и ребенка поведения.