ТАТЬЯНА ПОПРЫГИНА
Предметно-развивающая среда в ДОУ
Предметно-развивающая среда в группе
Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
В группе можно организовать центр уединения – за ширмой, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства.
Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2018
В группах должен быть специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: "Больница", "Магазин", "Кухня", "Столовая", "Спальня", "Парикмахерская", "Ателье", "Почта". В отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.
В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры в:
"Больницу" в наличии должны быть халат, и медицинские приборы (инструменты, всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;
для игры в "Магазин" - халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, гири, изготовленные из папье-маше, пластмассовые фрукты, и овощи, всевозможные конфеты, пирожные из теста, колбаса из деревянных брусочков и т. д. ;
для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки;
для игры в "Парикмахерскую" – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты, флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками;
для уголка "Ателье" – швейная машинка, образцы тканей, пуговицы, альбом с моделями одежды;
для уголка "Почта" – штемпели, квитанции, почтовый ящик;
в уголке по художественной деятельности – книжный уголок - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки, портреты писателей и поэтов;
уголок ИЗО-деятельности – оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей детей: краски, гуашь, цветные карандаши, раскраски, бумага для рисования, цветная бумага, картон и т. д. ;
уголок театрально-игровой деятельности оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными игрушками, персонажами пальчикового театра; куклами-марионетками;
уголок музыкальной деятельности содержит - музыкальные инструменты, различные музыкальные дидактические игры;
уголок сенсорного воспитания содержит различные вкладыши, шнуровки, пособия для развития тактильной памяти, ознакомления с цветовой гаммой и т. д. ;
спортивный уголок содержит спортивный инвентарь: скакалки, мячи, кегли, бубны, погремушки, султанчики, атрибуты для спортивных игр, соответственно возрасту, в коробках или папках. Он может находиться как в групповой комнате, так и в раздевалке;
также разнообразные сюжетные игрушки (куклы, зверюшки, посуда, штурвалы, рули, телефоны, различные предметы-заместители, которыми ребята восполняют недостающие сюжетные игрушки.
Также нужны мелкие игрушки в таких уголках, как:
зоопарк
сельский дворик
дорожное движение
городок – в ясельных и младших группах
математический – в старшей и подготовительной группах
уголок школы – в подготовительной группе - которые ребенок может взять в любое удобное место.
Также в каждой группе должен быть уголок настольных и дидактических игр
Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности должно быть сделано руками воспитателей.
Предметно-игровая среда групп детского сада должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
В предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, в старших группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, солнце, ветер, то в старшем, происходит его усложнение.
В каждой приемной комнате для родителей организуется уголок для родителей, в котором должно быть:
режим, по которому живет группа;
сетка занятий, соответствующая возрасту и программе обучения и воспитания дошкольников.
меню (вывешивается на 2 дня – сегодня и завтра);
антропометрические данные "Мы растем";
состав родительского комитета, с указанием ФИО родителей, председателя род. комитета, N телефонов;
отчет род. комитета – ежемесячный или ежеквартальный о приобретенных и потраченных денежных средствах;
"Советы родителям". Цель: дать родителям систему знаний о воспитании (смена информации не реже 1 раза в месяц);
"О наших детях" (не реже 1 раза в месяц вывешивается информация о том, чему научились дети, чего достигли);
"Добрые дела" (меняется по необходимости) – помощь родителей в каких-либо делах для группы, детского сада – благодарность родителям;
"Чем мы сегодня занимались" – вывешивается ежедневно;
фотографии детей в режимных моментах: на занятиях, на прогулке, в игровых уголках и т. д.
выставки детского творчества (рисунков, поделок).