Татьяна Михайленко
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений, игровых площадок, теневых навесов, территории
МБДОУ д/ сад №30 «Березка»
муниципального образования город-курорт Анапа.
При создании развивающей предметно - пространственной среды в нашем учреждении педагогический коллектив руководствовался ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации. Организуя предметную среду в групповых помещениях, на участках учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников МБДОУ д/сад №30 «Березка» : показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально – личностной сферы.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ» размещена в разделах
В построении предметно-пространственной среды нашего детского сада мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Немаловажную роль играет интерьер помещения группы, где воспитанники проводят большую часть своего времени. Оформление предметно – пространственной среды отвечает требованиям эстетики, привлекает внимание воспитанников, побуждает к активному действию в ней. Таким образом, организация развивающей предметно–пространственной среды в нашем детском саду, с учетом ФГОС ДО, строится с учетом возможности наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности. В групповых комнатах выдержана цветовая гамма. Имеется детская и игровая мебель в соответствии с выбранным цветом. Все центры детской активности эстетически оформлены. Оформление групп способствует формированию у детей положительных эмоций, познавательных интересов, эстетического воспитания. А также соответствие возрастному и половому составу воспитанников. В детском саду имеется разно уровневая мебель, напольный строитель, разнообразные театральные ширмы, мягкая мебель, мягкие модули, книжные уголки, настенные панно.
Мы отошли от жесткого зонирования группы, статичности среды, чтобы активизировать интерес ребенка к ее освоению. Планировка помещений групповых комнат такова, что каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния; имеются уголки уединения. Дети сами моделируют пространство при помощи ширм, накидок или мягких модулей.
Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в группах отвечает требованиям техники безопасности, позволяет воспитанникам свободно перемещаться в пространстве. Мебель и прочее оборудование отвечает санитарно – гигиеническим требованиям (соразмерно росту ребенка) и физиологии воспитанников (центры детской активности организованы так, что самим расположением развивающей среды определяется положение ребенка, он может располагаться в ней, сидя на стульчиках, на полу, стоя у мольберта и пр.) Соблюден световой режим в группах. Центр для организованной деятельности расположен у окон, где свет падает слева и сзади.
В нашем образовательном учреждении были созданы такие дополнительные пространства, как уголок «Родная страна», уголок Кубани,
различные макеты для работы с детьми по патриотическому воспитанию. Все макеты авторские, проявлено творчество воспитателей и детей. Богатый ассортимент атрибутов для сюжетных игр и театрализованных представлений. Наличие альбомов с фотографиями: «Моя семья», «Мой домашний питомец», «Моя станица», «Мои коллекции», макеты «Пожарная безопасность» и др.
К созданию окружающей среды привлекаются все субъекты образовательного процесса. Оборудуют и оформляют дошкольное учреждение работники детского сада в тесном сотрудничестве с родителями. Родители с желанием откликаются на просьбы педагогов и детей.
Разнообразие предметной - пространственной среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для воспитанников выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно; способствует созданию условий для развития способностей к творческому самовыражению.
Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Созданы функциональные центры, в которых материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагаются в разных пространствах. Трансформация группы обеспечена раздвижными лёгкими ширмами, перестановкой мебели. Материалы расположены в удобных и доступных для воспитанников местах. Учитывается равномерная наполняемость центров.
Дошкольники создают в группах игровые пространства; конструируют из разных материалов, используя при этом имеющиеся схемы, символическое обозначение последовательности действий, правил игры и пр.
Для развития активности, самостоятельности и творчества воспитанников в центрах искусства расположены шумовые инструменты; в центрах двигательной активности — нестандартное оборудование; в центрах природы — инструменты для труда и наблюдений за ростом растений; в центрах изобразительной деятельности — раскраски и другие материалы для детского творчества; в познавательных центрах – дидактические и развивающие игры и пр.
Принцип динамичности развивающей среды включает в себя отражение сезонных изменений. Согласно времени года в групповых комнатах выставляются картины с пейзажами, куклы в соответствующей одежде, в книжном центре — книги по сезону.
В развивающей среде находят отражение общественные события. Оформлены полки, на которых выставляются книги по теме, картины, альбомы и пр.
В раздевалках созданы родительские уголки, уголки здоровья, выставки детских творческих работ и др.
Имеются развивающие и дидактические игры, книги, привлекательные по содержанию для девочек, и, аналогично – для мальчиков. Девочки больше любят проводить время в центрах сюжетно – ролевой игры, уголках ряжения; мальчики – на коврах для машинок, в центрах двигательной активности.
Эстетично оформлены уголки природы, имеется достаточное количество комнатных растений, картотеки с названиями комнатных и садовых цветов. Собран разнообразный практический материал природоведческого содержания: игротека экологических развивающих игр, игры-занятия, игры-путешествия, игры с экспериментированием, оборудована мини-лаборатория, макеты.
В детском саду проводятся праздники и досуги экологического характера: «Осенние развлечения», где дети закрепляют знания о дарах природы, урожае, правилах поведения в лесу; «Прощание с елкой», «День земли»; экологические квест - игры «Дети против мусора», «Путешествие по материкам».
На территории учреждения разработана экологическая тропа. Здесь мы, взрослые, вводим ребенка в прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании. А значит, помогаем ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, проводятся смотры-конкурсы, закрепляют знания о дарах природы, урожае, правилах поведения в лесу. На каждом из прогулочных участков дошкольного учреждения разработаны цветники и клумбы. Каждая веранда оформлена в сказочном стиле.
В центрах искусства организованы выставки декоративно-прикладных промыслов. Выложены тематические раскраски для раскрашивания их воспитанниками в самостоятельной деятельности и трафареты; подобран необходимый для детского творчества материал.
Имеются в наличии материалы для обследования с помощью различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового: наборы пуговиц, бусин, шнуровки, бросовый и природный материал (шишки, камешки, ракушки, горох, бобы и пр.) Материалы и оборудование для познавательно — исследовательской деятельности представлены материалами трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени представлены различными искусственно созданными материалами для сенсорного развития (вкладыши – формы и т. п.). Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойства и учатся различным способам их упорядочивания (коллекции минералов, плодов и семян растений и т. п.)
Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Систематически ведется работа по созданию, пополнению и обновлению развивающей среды, способствующей развитию детей.
Для развития театрализованной деятельности детей в МБДОУ имеется: разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр., (в группах – атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления).
Для развития детей в музыкальной деятельности имеются: музыкальные инструменты (пианино, музыкальные центры, костюмы и атрибуты к праздникам и развлечениям и др.).
• детские музыкальными инструментами (бубны, погремушки, металлофоны, маракасы, трещётки, ложки и др.).
• музыкально-дидактические играми и пособиями (в том числе альбомы, открытки, слайды и др.)
Музыка сопровождает организованную образовательную деятельность, как в группах, так и в музыкальном зале, режимные моменты, звучит колыбельная при укладывании спать и др., оборудованы музыкальные уголки.
Для физического развития детей активно используется физкультурный зал, с необходимым оборудованием для развития основных видов движений, спортивный инвентарь для физического развития детей, стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование и др., наглядные пособия, иллюстрированный материал для развития физической культуры (альбомы, наборы картинок, муляжи, дидактические игры и др.)
Для родителей оформляются фотовыставки, в которых отражены значимые события в жизни воспитанников МБДОУ 30. В каждой раздевальной комнате имеются оригинальные родительские уголки, материал в которых подобран в соответствии с возрастом детей, с учетом запросов родителей и периодически обновляется. Для того чтобы пополнять созданное образовательное пространство в детском саду систематически проходят различные конкурсы, выставки, участниками, которых являются воспитанники, родители.
Родители гордятся достижениями своих детей и детского сада.
Группы, игровые площадки, экологическая тропа, тропа здоровья, площадка по правилам дорожного движения – все эти компоненты развивающей среды помогают педагогам создать условия, максимально обеспечивающие развитие и саморазвитие детей, а также развитие их творческого потенциала на основе формирования психоэмоционального благополучия, способствуют лучшему усвоению детьми образовательной программы.
Главное в методической работе детского сада – оказание действенной помощи педагогам в развитии их мастерства, т. е. их профессиональных знаний, навыков и умений; необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. Развитие системы методической работы с педагогическими кадрами с целью повышения ее функционирования осуществляется в соответствии с рядом важнейших требований: практической направленности, научности и конкретности, системности и систематичности, сочетания различных форм и методов методической работы. Методический кабинет МБДОУ - это «копилка» традиций детсада, центр сбора педагогической информации, «мозг» дошкольного учреждения, лаборатория творческого труда воспитателей.
Методический кабинет оснащен компьютером, видеотехникой, ксероксом. Эти приборы используются для размножения повседневных методических материалов, различных трафаретов, схем и моделей для работы с детьми на занятиях. При этом условии работа в кабинете будет значительно производительней, и ее результаты обогатят содержательную сторону педагогического процесса. В методическом кабинете материал мною сформирован по нескольким разделам:
• нормативные документы – в данном разделе мною собраны дубликаты основных нормативных документов, касающихся образовательной работы с детьми,
• методическая и справочная литература – данный раздел представлен специальной методической литературой по всем разделам программы и направлениям детского развития, обеспечивающего целостность воспитательно – образовательного процесса.
• детская литература – в которой собраны лучшие образцы детской художественной литературы. Для удобства пользования библиотекой заведен каталог методической продукции,
• передовой педагогический опыт – в кабинете представлен материал, знакомящий с опытом работы лучших педагогов учреждения, включающий в себя: памятки и рекомендации для родителей, перспективное планирование, материалы и опыта работы, материалы по взаимодействию с родителями, материалы участия в методической работе учреждения и города.
• имеется обязательная документация: годовой план работы детского сада, методическая работа – с кадрами, тетрадь протоколов заседаний совета педагогов, личный план работы с кадрами на месяц, журнал поступления и учета литературы, пособий, документация о состоянии учебно-воспитательной работы, журнал учета использования воспитателями пособий, литературы, методических разработок.
• фонотека и видеотека – собрание музыкальных сборников, видеозаписей, фонотеки - детских песен и музыкальных произведений, звуки природы, музыкальные сказки и т. п.
Всем известно, что на развитие ребёнка-дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок, который имеет нарушения в психической сфере, то коррекционно-развивающая среда – это та среда, в которой создаются условия для коррекции, стимуляции деятельности и общения. В образовательном учреждении для коррекционно-развивающей и диагностической работы создан кабинет - психолога.
Кабинет педагога-психолога находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а так же от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Родители имеют свободный доступ к кабинету. Кабинет небольшой, пропорциональный и хорошо освещенный. Цветовое сочетание и общий фон не яркий и не подавляющий. Использованы успокаивающие тона, которые способствует адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с психологом.
Основное назначение кабинета педагога-психолога – это создание условий для диагностики, коррекции эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Создавая коррекционно-развивающую среду кабинета стремимся к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.
Условно кабинет можно разделить на несколько основных зон:
1. Зона консультативной работы оформлена комфортно и уютно, располагая к длительному доверительному общению. Она представлена мягким диваном для консультируемого и стулом для психолога, круглым журнальным столиком.
Вспомогательный материал:
- папка консультаций для родителей по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности и т. д.
2. Зона игровой терапии имеет особое значение. Здесь происходит устранение возможного напряжения ребенка при контакте с психологом. Обязательным здесь является наличие игрушек, которые располагаются на нижних полках шкафа, малыши могут свободно достать их. Наличие свободного пространства для активных игр и занятий.
3. Зона релаксации и психического расслабления помогает снимать усталость, располагает к отдыху и расслаблению. Она представлена мягкими матами (для принятия релаксационных поз, пуфиками с гранулами, принимающие форму тела; картиной «Водопад» с подсветкой и звуком водопада; пузырьковой колонкой с рыбками на мягкой платформе; набором для ароматерапии; магнитофоном и музыкальными произведениями для релаксации.
4. Зона развивающих занятий оснащена столиком для занятий, детскими стульями, магнитной доской, и техническими средствами обучения (магнитофон, ноутбук).
5. Зона организационно-планирующей деятельности представлена письменным столом, стулом, необходимыми материалам и средствами для работы (канцтовары).
Наличие ноутбука в кабинете существенно облегчает организационную и методическую работу педагога-психолога.
Для хранения нормативной, отчетной документации и методической литературы имеется шкаф.
6. Информационная зона размещена в коридорах ДОУ (стенды с информацией для педагогов и родителей «Психолог рекомендует»)
6. Сенсомоторная зона, в которую входят:
- сенсорное оборудование (панно «Волшебные нити», панно «Звездное небо», которое формирует сенсорное восприятие и повышает мотивацию и интерес детей к занятиям;
- игры для развития мелкой моторики и сенсорики (паззл, мозаики, пирамидки, кубики, игры из дерева «Сложи квадрат», «Тетрис», «Лукошко» и др.). Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми дошкольного возраста и решать различные коррекционные задачи. А «волшебное» оборудование дает возможность, повысит интерес к занятиям, активизировать познавательную деятельность детей.
В ДОУ функционируют два кабинета учителей-логопедов, создана развивающая среда с учетом коррекционной направленности.
По целенаправленному оснащению и применению логопедические кабинеты можно условно разделить на несколько основных зон:
1. Зона коррекции звукопроизношения, в которой находятся: настенное зеркало с дополнительным освещением, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка, логопедические зонды, вата или ватные диски, спирт и др., литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры).
2. Зона развития мелкой моторики, в которой находятся разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаика, паззл, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, спичками, миниатюрные сухие пальчиковые бассейны, трафареты на различные лексические темы, картотеки пальчиковой гимнастики, а также различных упражнений на координацию речи и движения.
3. Зона развития речевого дыхания и фонального восприятия, включающая в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики» и прочее.
Очень любят дети мыльные пузыри, которые наглядно и действенно учат детей длительному и короткому, плавному и резкому выдоху. Хороши также в формировании у детей правильного речевого дыхания вертушки, мелкие легкие игрушки.
4. Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает: схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах.
5. Зона развития лексико–грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала (сюжетные картины, серии сюжетных картин, картинный материал «Антонимы», «Синонимы», «Азбука действий» и др.).
6. Зона обучения грамоте: представлена схемами для разбора слов, предложений, фишками, магнитной доской, магнитной азбукой, слоговыми таблицами, буквоградом и т. д.
7. Зона фразовой речи: здесь помимо картин, представлена ширма, кукольный театр, пальчиковый театр.
8. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Организованная таким образом развивающая предметно – пространственная среда логопедических кабинетов в дошкольном учреждении, способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей.
Участок детского сада - это живописный уголок, который богат многообразием деревьев и кустарников. Многолетние красавицы ели, белоствольные молодые березки, орехи, рябины, душистые липы, пушистые туи. Красота природного окружения способствует развитию у детей начал экологической культуры, воспитанию патриотических чувств. В тёплый период на территории оформляется «Уголок лекарственных трав». Имеются возможности вести наблюдения за насекомыми, птицами в естественных условиях.
На территории детского сада имеются одиннадцать игровых участков для каждой группы. Творческая группа начала разработку проекта «Обновление развивающей среды на участках ДОУ», активная реализация которого намечена на весенний период.
Разработан маршрут экологической тропы на территории учреждения. Здесь, мы, взрослые вводим ребенка в прекрасный мир природы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании. На каждом из прогулочных участков дошкольного учреждения разработаны цветники и клумбы.
На прогулке дети познают окружающий мир, общаются, играют. Наличие удобной площадки для подвижных игр и проведения мероприятий, способствуют физическому развитию и укреплению здоровья детей. В теплое время года предусмотрена индивидуальная работа с детьми. На веранде, в тени расположены столы для самостоятельной деятельности детей: общения детей с книгой, рисования, настольно–печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом. Для выноса на участок подобрана игровая мебель, предусмотрено место для ее хранения в помещении ДОУ. Изготовлены вместе с детьми атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Для выносного материала используются специально приобретённые пластиковые короба.
Педагоги ДОУ стремятся так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.
Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Систематически ведется работа по созданию, пополнению и обновлению развивающей среды, способствующей развитию детей и являющейся опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая в свою очередь является доминирующей формой общения в дошкольном учреждении.
Предметный мир, окружающий ребенка, мы пополняем и обновляем, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.
К созданию окружающей среды привлекаются все субъекты образовательного процесса. Оборудуют и оформляют дошкольное учреждение работники детского сада в тесном сотрудничестве с родителями. Родители с желанием откликаются на просьбы педагогов и детей.
Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутых результатах. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.