Валентина Матвеева
Доклад «Предметно-развивающая среда, как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
на тему: Предметно-развивающая среда, как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста
Матвеева Валентина
Владимировна - воспитатель
г. Олекминск 2017 год
Оглавление
1. Введение…. 3
2. Цели и задачи…. 4
3. Опыт работы…5
4. Заключение…. 7
5. Список использованной литературы….8
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Доклад „Предметно-развивающая среда, как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Все то, что усвоено в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения определяют характер и направление дальнейшего развития личности. Но главным примером для детей являемся мы – взрослые. Словно в зеркале, в детях отражается наши поступки, дела, привычки. Чему мы научили наших детей, то мы и пожнем в старости, и я считаю, это относится и к судьбе нашей страны. Ранний возраст – особый период развития ребенка, определяющий формирование познавательных процессов, волевых качеств, самооценки, умения видеть, слышать, ощущать запах и вкус.
Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка, познавательных, эстетических, творческих, для полноценного осознанного восприятия окружающей действительности. Малыш не становится умными и хорошими по мгновению волшебной палочки. Его развитие – результат большого труда. Именно в раннем возрасте закладываются основы личности, а сенсорное воспитание – это надежный кирпичик в фундаменте становления личности дошкольника.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель:
Создать условия для обеспечения психического и физического развития детей младшего возраста, опираясь на сенсорное воспитание.
Задачи:
1. Обучать ребенка способности устанавливать продуктивные контакты с окружающими миром, действуя вместе со взрослыми и самостоятельно;
2. Развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, мелкую моторику рук, внимание, мышление, память, речь (сенсорные эталоны);
3. Стимулировать психическое развитие ребенка посредством игр с разными видами игрушек;
4. Создать условия для развития детско-родительских отношений на основе их содержательного игрового воздействия;
5. Обучение и консультирование родителей, развитие ПРС в группе.
ОПЫТ РАБОТЫ
Основные направления моих педагогических поисков – развитие познавательных интересов у детей, а для этого необходимо создать условия для развития, продумать развивающую среду. Эта среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, функциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Содержательно-насыщенная среда предполагает не количество игр и игрушек, а отражение достаточного тематического содержания развивающего пособия, которые не отвлекают ребенка, не рассеивают его внимание, а наоборот, позволяют сосредоточиться на определенной теме, а частая сменяемость материалов учитывает интересы детей, и самое главное освобождается пространство для разнообразных видов деятельности детей и взрослых.
Полифункциональность среды предполагает использование материалов в разных видах деятельности.
Вариативность – это возможность выбора ребенком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, игрой на музыкальных инструментах). В течение дня дети могут выбирать пространство по собственному желанию.
Наша предметно-развивающая среда организована с помощью разделения на тематические центры. Главная особенность – данные уголки обеспечивают содержательную форму всех образовательных областей, интересны и востребованы у детей. Доступность среды позволяет ребенку самостоятельно выбирать материалы и заниматься своим делом, не прибегая к помощи взрослого. Доступность обеспечивается расположением материалов на низкой высоте, открытыми шкафчиками, также предметно-развивающая среда безопасна. Предметное окружение является развивающей только тогда, когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям. Также должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка, например такие особенности, как двигательная активность, желание побегать и попрыгать. В то же время окружающая обстановка имеет свойство «гасить», тормозить повышенную активность детей, когда это необходимо.
Уголок уединения - еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, в нем дети могут отдохнуть, посидеть-помечтать и рассмотреть разнообразные книги и альбомы. Развивающую среду мы создаем вместе с родителями при их активном участии. Многие дидактические пособия для группы изготовлены руками мам, пап, дедушек, наших воспитанников. Дорогостоящие игрушки и оборудование, далеко не всегда способствуют интересам ребенка, и его развитию. В то же время игры-самоделки могут оказать положительной влияние на эффективность педагогического процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие самостоятельности инициативности, формирование умений и навыков, возможно только в активной, мобильно-доступной и содержательно-насыщенной среде, созданной взрослыми вместе с детьми. Наши родители принимают участие в конкурсах «Игрушки своими руками» - где занимают призовые места.
Мы хотим, чтобы наше дошкольное образовательное учреждение стало уютным домом для каждого ребенка, островком радости, где все почувствуют заботу, тепло, внимание и любовь. Надеюсь, что нам это удается.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Программа «От рождения до школы»
2. Логинова В. И., Бабаева Т. И., «Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»
3. Методические советы программы «Детство»
4. Ю. М. Хохрякова «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста под редакцией И. И. Поповой
6. Журналы «Ребенок в детском саду» №3,4,5 2017 года
7. Журналы «Дошкольное воспитание» 2003, 2011-2017 годы.