Наталья Климова
Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников».
Слайд № 1 Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников».
Слайд №2 Актуальность
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одной из готовых задач нашего детского сада является задача обеспечить позитивную социализацию дошкольников поддержку детской инициативы и творчества путём создания предметно пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Вопрос создания предметно - развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования были определены требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Слайд № 3
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной и безопасной.
Слайд №4
Современный детский сад-это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Человек-существо социальное, в процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определённый социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.
Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.
В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности.
Проанализировав всё это, совместно с родителями мы приступили к обогащению предметно - развивающей среды в группе.
Слайд №5 Игровой уголок
Развивающая среда в нашей группе построена с учётом гендерного воспитания. Для девочек оборудован игровой уголок, где есть разная бытовая техника, посуда, куклы, мебель, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Доктор».
Слайд №6 Салон красоты даёт возможность девочкам попробовать себя в роли парикмахера.
Он содержит следующие атрибуты - халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера. При организации этой игры важно способствовать формированию у детей культуры общения; понятие эстетический вкус, красота; желание и умение следить за своим внешним видом.
Слайд №7 «Кафе» «Пиццерия» :
В игровом уголке имеется необходимое атрибуты для игры «Кафе», «Пиццерия» : фартуки,наборы посуды,подносы,салфетки, наборы продуктов;
Дети проявляют самостоятельность в развёртывании игрового сюжета, используют знания из личного опыта - посещение кафе. Здесь наша основная задача прививать детям культуру общения в общественных местах, умения выполнять обязанности повара, официанта.
Слайд №8 Уголок «Рукодельница».
У девочек популярность приобретает созданный уголок «Рукодельница». В котором находятся атрибуты для игры «Ателье»- швейная машинка, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.);
Слайд №9 выкройки, а также пяльцы, мулине, бисер. Дети учатся подбирать материал к данной модели одежды, учитывая цвет и фактуру ткани. Работают с выкройкой, выполняя роль закройщицы. Из бисера дети делают браслеты, бусы. Преподносят в подарок мамам.
Слайд №10 Семья
Чтобы сформировать представления, какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, мы создаём проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей.
Например: сюжетно-ролевая игра «Семья». Семейный вечер в кругу семьи. Папа вернулся с работы. Его встречают дома, накрыли стол, вместе ужинают, играют с детьми. Все счастливы!
Слайд №11 Автомастерская. Шофёры.
Для организации игр «Автомастерская», «Шофёр» детьми используется многофункциональная ширма, наборы инструментов, руль, заправка, модуль «Кабина», дорожные знаки, разметка «Пешеходный переход», жезл «Полицейского», имеются самостоятельно изготовленные документы - права водителя.
Слайд №12
Дети обговаривают поломку, «ремонтируют» машину, договариваются с «водителем», когда прийти за машиной. Разыгрываются различные ситуации на дороге.
Слайд №13 Многофункциональная ширма
Благодаря соблюдению принципа доступности, у детей есть возможность самостоятельно изменять пространство в своей группе в любое время. В этом им помогает многофункциональная ширма.
Ширма устойчиво стоит на полу. Одежда ширмы накидка из ткани. Ткань легко снимается и стирается. Напольная ширма предназначена для сюжетно-ролевых и режиссерских игр театральных постановок с использованием различных видов кукол. А также служит в группе уголком уединения, где ребёнок имеет возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищённым. Для хранения ширма складывается в плоское состояние.
Слайд №14 Уголок ряженья
В нашей группе есть уголок, который любят все дети, без исключения. Это уголок ряженья где находятся костюмы сказочных героев, куски ткани, ленточки, бусы, браслеты, сумки, юбки и кофты, пилотки, фуражки. Всё необходимое для развёртывания сюжета задуманной игры, для того чтобы преобразиться, стать модным и необычным. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе, здесь и сейчас.
Слайд №15 Это дает психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети самостоятельно подбирают свой образ. Мальчики становятся вдруг папами, одев фуражку или шапку, девочки мамами или бабушками. Без преувеличения можно сказать, что уголок является отправной точкой для любой игры. Так как в нём можно найти необходимый материал или предмет - заместитель.
Слайд №16- «Корабль» «Кругосветное путешествие»
С помощью родителей оформлена игра «Корабль». Изготовлен модуль «Корабль». Подобрано достаточное количество атрибутов.
Слайд № 17 Это: бинокль, подзорная труба, фуражки моряков, компас, флаг, паруса, которыми служат куски ткани из уголка ряженья, глобус, карта,акваланги, удочка с набором рыбок, игрушки – морские обитатели: краб, морская звезда, ракушки;
Слайд № 18 материалы для исследовательской деятельности: лупа, увеличительное стекло, разноцветные стекла, микроскоп, зеркала, на случай если понадобиться добыть огонь.
Отправляясь в плавание, дети берут набор продуктов, а также занимаются ловлей рыбы, которую готовят тут - же на корабле.
Слайд №19 Пираты.
Большой интерес вызывает у детей игра в пиратов. Дети
отображают в игре впечатления от прочитанной литературы,
просмотренных мультфильмов, фильмов. У нас имеется шкатулка, которую мы используем в игре для хранения сокровищ, найденных при путешествии на необитаемый остров. Сокровищами служат атрибуты из уголка «Салон красоты» - это браслеты, бусы, кольца).
Слайд №20. Планируется оформить бортовой журнал капитана, где будут рисунки детей о найденных сокровищах, морских обитателях, которых дети увидят во время погружения с аквалангами на морское дно.
Слайд №21 Пожарный
Игровая зона для сюжетно – ролевых игр включает в себя атрибуты к игре «Пожарный». Это машины спец. назначения, пожарный щит со средствами тушения, спец. одежда, пульт приёма сообщений, рация, телефоны, макет дома для моделирования различных игровых ситуаций.
Слайд №22 На пульт приёма вызова приходит сообщение с места пожара. С пульта идёт вызов в пожарную часть, и отряд спасателей немедленно выезжает, тушит огонь, выносит из горящего дома детей, животных.
Слайд №23 Здесь их встречает скорая помощь, которая оказывает пострадавшим медицинскую помощь.
Слайд №24 Для игры «Строители» используется различные виды конструктора, машины, подъёмный кран, имеется набор инструментов для внутренней отделки, строительная каска, игрушки для обыгрывания постройки.
При организации игры «Строители» происходит знакомство детей со строительными профессиями, изучается роль техники, облегчающий труд строителей. Дети учатся взаимодействию друг с другом, умению решать споры, приходить к единому мнению.
При сооружении построек используются схемы, с опорой на них дети конструируют, исходя из своих замыслов дополняют, украшают постройки. Уголок конструирования в группе пользуется особой популярность, он никогда не бывает пуст. Конструирование вызывает интерес и у девочек и у мальчиков.
Слайд №25 «Космонавты»
Началась работа по обогащению игровой среды к игре «Космос».
Имеется пульт космического управления, который включает в себя: игрушку - компьютер, пульт, наушники, карту звёздного неба, космического пространства, фотоаппарат.
Планируется изготовить макет «Ракета» с пристёгивающимися ремнями, набор космонавта - инструменты, тюбики с питанием, подобрать для изучения фотографии, видеосъемки из космоса; привлечь родителей к изготовление телескопа.
Слайд №26 Почта.
Предметно-игровая среда для игры «Почта» содержит: конверты, открытки,газеты, журналы, посылки. Имеется художественная литература содержащая информацию о появление почты, как действовала почта раньше, каким транспортом её доставляли и другое.
Игра не вызывает особый интерес у детей. Одной из причин является то, что игровая среда не достаточно обогащена. Требуется пополнение. А также в силу того, что средства массовой информации - журналы, газеты уходят в прошлое. Люди получают информацию из телевиденья, интернет ресурсов. В ближайших планах изготовить сумку почтальона, бланки, печати, штампы, внести детские журналы.
Слайд №27 Итог
Как показывают мои наблюдения, к 5 годам наступил расцвет ролевой игры! Сейчас у нас старшая группа, дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Дети играют более уверенно, самостоятельно. Это позволяет им почувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет.
Слайд №28
Работу по обогащению предметно пространственной развивающей среды будет продолжена. Среда будет изменяться и дополнятся в соответствии с возрастом детей.