Ирина Геннадьевна Шелухина
Предметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Центр ПДД.
MG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-914927-1511957021.jpg[/IMG]
Публикация «Предметно-развивающая среда, Развивающие игры Б, П, Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса
в условиях реализации ФГОС.
В свете реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ставится задача познавательного развития детей дошкольного возраста. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности. Без игры нет и не может быть полноценного познавательного и умственного развития.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и разнообразия».
(Сухомлинский В. А.)
Развивающие игры Б. Н. Никитина – это игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс, и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитина известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка.
Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но…не опаздывайте и, помогая… думайте сами (Никитин Б. П.)
В развивающих играх Б. Н. заключается главная особенность – удалось объ единить один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важным принципом творческой деятельности САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ, когда ребёнок может подняться ДО ПОТОЛКА своих возможностей. Это союз позволил решить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- из задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;
- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Я применяю в своей работе игру Б. Никитина "Сложи узор", и считаю, что она является эффективной для сенсорного развития, формирования элементарных математических представлений и развития познавательной активности детей.
Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
Развивающие игры стоят дорого, а их нужно приобрести на всех детей. Мы с моими воспитанниками сделали их сами. Дома у каждого нашлись ненужные кубики, принесли их в группу, нарисовали схемы и вместе с детьми обклеили кубики цветной бумагой, закрепив при этом все стороны кубика скотчем.
Порядок обклеивания кубика показан на рисунке. Кубиков должно быть 16.
Размеры кубика 30Х30Х30 мм
передняя грань – белая (на рисунке показана прозрачной,
задняя грань – желтая,
правая грань – синяя,
левая грань – красная,
верхняя грань – желто-синяя,
нижняя грань – красно-белая.
Вот, что у нас получилось:
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика оклеены по – разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3, 4 цветные узоры в большом количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.
В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам – заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
Начинаем с простого задания:
Складываем квадраты:
Складываем дорожки:
Складываем узор по заданиям:
Складываем и учим буквы, цифры:
Самостоятельное придумывание узоров:
Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям – самый простой вид
работы в игре. Игру можно усложнить : если на карточке узор состоит красно –
белых граней, то можно предложить сделать такой же, но жёлто– синий узор, и
наоборот. Дети воспринимают такое изменение задания как узор нового типа.
Затем можно дать детям обратную задачу : глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют.
И, наконец, третье задание – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, т. е. выполнять творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме
(квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в
широком диапазоне.
В игре Б. Никитина «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к
анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти
во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию,
необходимую для конструкторской работы.
Любят мои воспитанники играть в развивающую игру «Сложи квадрат».
Фото игры «Сложи квадрат».