Кливиткина Татьяна Викторовна
Внеурочная деятельность по обществознанию. Правовая игра для 5–11 классов «Каждый гражданин должен знать Конституцию!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа №12 (143000, Московская область, г. Одинцово, ул. Молодежная, д. 16В)
Тел. 593-00-94
Правовая игра
«Каждый гражданин должен знать Конституцию!»
Автор игры: Кливиткина Татьяна Викторовна,
учитель истории и обществознания.
г. Одинцово
2018г.
Публикация «Внеурочная деятельность по обществознанию, Правовая игра для 5–11 классов „Каждый гражданин должен знать Конституцию!“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День Конституции, 12 декабря
- Игры для детей
- Обществознание
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Средняя школа, 5 класс
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Правовая игра «Каждый гражданин должен знать Конституцию!»
Возраст учащихся: 10-17 лет (5-11 классы)
Автор игры: Кливиткина Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания.
Необходимый реквизит:
• Мультимедийное оборудование
• Настольные карточки (4, т. к. 4 команды)
• Задания на листах
• Бланки для жюри (Приложение)
• 4 грамоты
Проблема: защита прав ребенка
«У того, кто решит изучить все законы,
не останется времени их нарушать.»
И. В. Гете.
ЦЕЛЬ ИГРЫ: активизация знаний учащихся 5-11 классов в области правового воспитания.
ЗАДАЧИ ИГРЫ:
- Содействовать распространению активных форм работы в системе гражданско – правового воспитания и школьного самоуправления;
- Способствовать развитию надпредметных навыков и умений в процессе коллективной творческой деятельности;
- Расширить знания учащихся в области прав учащихся и правового пространства.
Команда состоит из 10 и более человек, команда для игры формируется методом жеребьевки из представителей разных классов (т. е. получается разновозрастная группа).
Методы игры: алгоритмический метод, диалогический метод
Порядок проведения игры.
Игра начинается в актовом зале школы, где организаторы приветствуют всех участников игры. Затем происходит разбивка на команды, т. е. участники игры по очереди подходят к столу ведущего, вытягивают карточку с определенным цветом (по количеству команд) и занимают место в соответствующей команде. Таким образом, в командах собираются участники разных классов.
( Ведущий предлагает всем участникам команды взяться за руки и проскандировать: «Когда мы едины – мы непобедимы!»).
Ведущий представляет жюри игры, объясняет правила прохождения и содержание этапов игры. Обращает внимание на то, что время выполнения заданий ограничено.
Оформление зала: рисунки по теме игры, цитаты:
Конституция – это витрина, где под стеклом мы можем видеть такие гуманные и справедливые законы, которые в жизни не встречаются.
Владимир Шойхер
В каждом творце конституции прячется утопист.
Франк Маньюэл, американский социолог
Наша конституция есть взаимная любовь Монарха к народу и народа к Монарху.
Федор Достоевский (1821—1881, писатель
Революция – это война свободы против ее врагов; конституция – это режим победоносной и мирной свободы.
Максимилиан Робеспьер (1758—1794, французский якобинец
Конституция – это перечень того, что правительство не может делать.
Гордон Джон Хэмфри (р. 1940, американский сенатор
Ход игры.
Ведущий:
Закон для граждан однозначный,
И каждый должен соблюдать.
Порой, не сложные задачи,
За все поступки отвечать.
Пусть каждый будет здесь примером,
Гордится статусом своим,
А также лучшие манеры,
Для поколения храним.
Звучит гимн РФ.
Ведущий: Прошу всех сесть на свои места.
Ведущий: Человек самая большая ценность. По крайней мере, так принято считать в цивилизованном мире. Поэтому человеческая личность должна быть в полной безопасности, которое ей обязано предоставить Конституция нашего государства. Закон, который обеспечивают защиту чести, достоинства, доброго имени, здоровья и жизни человека. Я рада приветствовать всех учащихся, учителей и гостей, которые находятся в этом зале, являются зрителями и участниками нашей игры " Каждый гражданин должен знать Конституцию!»
В игре принимают участие 4 команды: - сборные 5-11 классов. Я хочу представить капитанов команд (капитаны команд – учащиеся 11 класса). Также хочу представить членов жюри (идет представление членов жюри).
Ведущий: Первый конкурс – «Разминка».
Я задаю вопрос, какая из команд должна поднять сигнальную карточку, та и отвечает. За правильный ответ – 1 балл.
Вопросы:
1. Что такое Конституция РФ?
2. Когда была принята действующая Конституция РФ?
3. Сколько лет исполняется Конституции РФ в 2016 году?
4. Считается ли День Конституции РФ выходным днем в России?
5. Является ли день Конституции РФ официальным праздничным днем в России?
6. При каком российском президенте была принята Конституция РФ?
7. Какое образование в российской Федерации является обязательным?
8. Кто в России является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина?
9. На какой срок избирается Президент Российской Федерации?
10. Кто в Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации?
11. Кто временно исполняет обязанности Президента России, во всех случаях, когда он не в состоянии выполнять свои обязанности?
12. Кто может распустить Государственную Думу?
13. Сколько разделов содержит Конституция Российской Федерации?
14. Власть в Российской Федерации делится на…
15. Что является представительным и законодательным органом Российской Федерации?
16. Назовите правильное расположение полос на Российском триколоре?
17. С какого возраста человек может стать президентом Р. Ф.?
18. Сколько раз может избираться Президент?
19. Что такое референдум?
20. Кто является основным источником власти в РФ?
Ответы:
1. Основной закон государства
2. 12 декабря 1993 года
3. 23 года
4. Нет
5. Да
6. Ельцин Б. Н.
7. Основное общее
8. Президент Р. Ф.
9. На 6 лет
10. Президент
11. Председатель Правительства Российской Федерации
12. Президент
13. 2 раздела
14. Законодательную, исполнительную, судебную
15. Федеральное Собрание, состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума
16. белая, синяя, красная
17. С 35 лет
18. 2 раза
19. Всеобщее голосование
20. Народ
Ведущий: Второй конкурс - «Конституционные права»
Поставьте соответствие: (каждой команде даётся листок с заданиями)
Основные
конституционные права Примеры
реализации прав
Личные
Политические
Гражданские
Экономические Проживать в любом населенном пункте РФ, свободно передвигаться в пределах РФ, законным путем получать любую информацию и т. д. Ст. ?
Свободно высказывать свое мнение на страницах печатных изданий, ст. ?
Свобода вероисповедания ст. ?
Принимать участие в выборах, референдумах, самому баллотироваться в выборные органы.
Ведущий: Четвертый конкурс - «Сказочные герои и Конституция».
Внимание на экран. На слайдах – иллюстрации из известных детских сказок, где были нарушены права героев. У вас на столах лежат карточки. Вам нужно соотнести сказочных героев и их конституционные права.
1. Каким правом Конституции пользовался Незнайка, сочиняя стихи?
2. Какое право зайцев обеспечил Дед Мазай?
3. Какого права, данного Конституцией, лишена Золушка из одноименной сказки Шарля Перро?
4. Каким правом воспользовалась лягушка-путешественница?
5. На нарушение каких прав могли бы пожаловаться герои сказки «Три поросенка»?
6. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом… Каким?
7. Снежная Королева держала Кая в холодном плену. Какое право она нарушила?
8. Кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у Буратино деньги. Какого права они хотели его лишить?
ОТВЕТЫ
Право
Сказочный герой
Право на неприкосновенность жилища
Три поросенка
Право на образование.
Буратино
Право на свободу и личную неприкосновенность.
Кай
Право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества.
Незнайка
Право на частную собственность.
Лиса Алиса и кот Базилио
Право на свободный труд.
Золушка
Право на свободное перемещение.
Лягушка-путешественница
На жизнь.
Дед Мазай и зайцы
Игра со зрителями :
Ведущий: Пятый конкурс – «Ситуации»
Ситуация №1
Двое молодых людей - 18- летний Олег и 20- летний Михаил мирно сидели на скамейке в сквере. Неожиданно к ним подошел человек в гражданском в сопровождении двух милиционеров. Человек в гражданском представился следователем прокуратуры и попросил представить ему документы. Посмотрев в паспорт Михаила, он сказал:
- Гражданин Пономарёв, вы очень похожи на человека, подозреваемого в совершении двух тяжких преступлений, я вас арестовываю и заключаю под стражу…
Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции ( ответ учащихся: нарушены личные права граждан ст. 22 (2))
Ситуация №2
Гражданина Николаева Олега Ивановича, работающего на заводе токарем высшего разряда, вызвали к директору.
- Олег Иванович, Вы первоклассный специалист, а наш завод получил дополнительный заказ и без вас нам не обойтись.
- Но я с понедельника должен быть в отпуске!
- Ничего, с отпуском можно подождать.
- Нет, я не могу, мы едем с семьей за пределы города. Уже и билеты купили.
- А я вам запрещаю уходить в отпуск, вы разве не понимаете важности заказа для нашего завода?.
( ответ учащихся: нарушены социально – экономические права ст. 37)
Ситуация №3
В одном из университетов студентам снизили стипендию, ничем не мотивировав данные действия. Студенты решили провести собрание и выработать требования. Узнав о предстоящем собрании, руководство университета запретило его проводить, угрожая вообще отчислением активистов из учебного заведения.
( ответ учащихся: нарушены политические права ст. 31)
Ситуация №4
Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.
Обоснуйте ситуацию с точки зрения Конституции РФ
( ответ учащихся: основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. ст. 43 (4))
Ситуация №5
Молодой человек устраивается на работу. Начальник отдела кадров, посмотрев анкету, сказала:
- Молодой человек, вы не указали свою национальность.
После небольшой паузы.
- Ну хорошо, напишите, что я русский.
- И какой же вы русский, вы в зеркало на себя смотрели?.
( ответ учащихся: нарушены личные и гражданские права ст. 26 (1))
Пока команды думают, зрителям
показывают ролик «Правовые ситуации»
Если у жюри встает вопрос равности в баллах, то командам предлагаются тесты.
Приложение 1. Тест «Конституция»
1. Конституционное право, уголовное право, семейное право - это…
а) принципы права б) отрасли права в) теории права
2. Второе название конституционного права.
а) основное право б) государственное право в) управленческое право
Конституция образована от латинского слова «constitutio». Что это означает?
а) установление б) согласие в) договор
3. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?
а) парламент б) президент в) народ
4. Высшим непосредственным выражением власти народа является…
а) референдум б) конституция в) суд
5. Органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной…
а) объединены б) самостоятельны в) взаимозависимы
Подведение итогов игры
25 баллов – «победитель игры»
20-24 баллов – «призёр игры»
19 баллов – «участник игры»
Используемые ресурсы:
Нормативно-правовая база :
1. Конституция РФ по состоянию на 2018 г. Москва, Просвещение,2018 г.
2. Федеральный конституционный закон «О государственном гимне РФ»
Интернет-источники:
1. https://images.yandex.ru/yandsearch?text=иллюстрация
2. https://stroki.net/content/view/15721/96/
3. https://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=efab4a32-7b5e-4137-af6c-b12d3d93a178