Рита Мищенкова
Классный час в 5 классе коррекционной школы по правовому воспитанию «Наши права и обязанности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наши права и обязанности»
Цели: закрепить знания учащихся о правах и обязанностях несовершеннолетних;
Публикация «Классный час в 5 классе коррекционной школы по правовому воспитанию „Наши права и обязанности“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- Классный час
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости
развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию.
коррекция поведения.
Оборудование: адаптированный текст Декларации прав ребенка, Декларации прав человека, иллюстрации к сказкам, программированные задания, модель «Солнышко», знаки к игре «Разрешается-запрещается», сигнальные карточки, диск с детскими песнями и DVD, шифровка, Устав школы, Правила для учащихся, обязанности, инструкция по ТБ.
Ход занятия.
I. Организационный момент. (1 мин)
Упражнение на коррекцию зрительного восприятия, внимания.
Прочитай зашифрованную тему урока.
5П39Р7А85В12А54И43О7Б81Б48Я24З76А59Н5Н82О69С27Т85И
(ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ)
Значит, тема нашего классного часа «НАШИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
А что же такое право? А обязанности?
Право - это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе.
Обязанности –это такое поведение человека, которое в обществе считается необходимым и должным.
II. Беседа по теме классного часа. (4 мин)
Учитель предлагает следующие вопросы для обсуждения:
1. Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?
2. Всегда ли люди были равны?
3. Что такое дискриминация?
4. А есть ли какие-то права у детей? А обязанности?
5. Какие международные документы защищают права детей?
6. К чему призывают эти документы? (обеспечивать права своим гражданам)
7. Какие права ребенка закрепляют эти документы?
8. Кто обязан защищать права детей и подростков? (государство)
9. Назовите 6 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребёнок.
III. Закрепление темы. (12мин)
Можно использовать модель «Солнышко».
- Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей)
Вывод: солнце дает жизнь всему живому.
- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам вспомнить, какие же права должны быть у детей.
Постепенно, в процессе беседы, которая должна быть построена с использованием проблемно-поисковых ситуаций, открываются лучики солнца с соответствующими на них записями в указанном порядке.
- Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (Дети высказывают свои мнения.)
Приоткрывается первый лучик, на котором записаны слова
«право на жизнь».
~ Докажите, почему самым большим богатством для человека
является жизнь? (Ответы детей.)
Вывод: человек имеет право на жизнь.
С детьми порой обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ — Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей. В этом документе говорится, что «главное право каждого человека — право на жизнь». Маленький человек — ребенок — тоже имеет это право.
Но так думали не всегда. А сейчас Вова нам расскажет один интересный случай из истории. Было это очень давно, когда не было документов, защищающих права детей.
«Было в древности такое государство — Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый — пусть живет, а если родился слабым, больным — бросали его со скалы».
Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)
- Сейчас мы откроем следующий лучик и узнаем, какое право получает ребёнок, едва появившись на свет? Как вы думаете?
Приоткрывается второй лучик со словами «Право на гражданство и имя»
Я зачитаю вам эту статью, а вы скажете, верно это утверждение или нет.
«Все дети рождаются одинаковыми, поэтому давать им имена не надо. Дети должны обращаться друг к другу по кличкам и прозвищам. Гражданство, как не имеющее никакого значения, отменяется» (показ иллюстрации) (ответы детей)
Найдите статью в Декларации прав ребёнка и зачитайте мне, как правильно она звучит (ст. 4)
- Не менее важным, подсказывает солнышко, является. здоровье.
Приоткрывается третий лучик со словами «право на охрану здоровья».
- Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других? (Ответы детей.)
Сейчас Серёжа расскажет нам историю о здоровье.
Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А. В. Суворов (демонстрирует портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
Об этом говорится в ст. 6 и 5.
Приоткрывается четвёртый лучик со словами «право на любовь и внимание». Как вы это понимаете?
Я прошу вас прочесть статью 9: «В тех случаях, когда ребёнок по каким-то причинам лишается семьи, он имеет право на особую заботу со стороны государства». Как вы это понимаете?
Следующий лучик «право на образование»
Ст. 12 .(сама читаю) Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование, по крайней мере, на начальных стадиях. (дискуссия)
Следующий лучик «право на свободный труд» (ст. 17)
Объясните это выражение.
Что это значит? Труд должен быть по силам каждого ребёнка.
Существуют правила, которые называются «Охрана труда несовершеннолетних». В них подробно расписывается, что должен и что не должен делать ребёнок и с какого возраста. Например, нормы поднятия тяжестей, нормы времени, с какого возраста можно ездить на покос и т. д.
- какие занятия являются вредными для здоровья ребёнка?
(Работа с ядохимикатами и взрывоопасными веществами, работа в антисанитарных условиях, поднятие и передвижение действительно тяжёлых для каждого конкретного возраста грузов)
Следующий лучик «право на отдых и досуг»
Как вы это понимаете?
Работа со сказочными персонажами. (6мин)
Я буду называть сказку, а вы думать и называть право, которое в ней нарушено.
1. Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днём, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшена в золу высыплет, а потом Золушку заставит всё до крупинки рассортировать. И никогда никто из них не подумал, что она живой человек и ей необходим отдых. Что уже говорить о том, что за упорные труды необходимо и вознаграждение.
- Какое право человека всё время нарушала мачеха? (право на отдых и досуг)
2.. Иван Царевич вытащил из яйца иглу и решил тотчас расправиться с Кощеем, но не успел. Кощей взмолился жалобным голосом: «Иван Царевич, пощади, не губи, я не такой плохой, как всем кажусь. Все преступления мои выдуманы, а у моих обвинителей нет никаких доказательств. Я сам жертва поклёпов и наговоров». Иван Царевич задумался и отложил иглу в сундучок, вспомнив об одной статье Декларации прав человека.
- О какой статье вспомнил Иван Царевич? (право на жизнь)
3. Продемонстрировать книжку «Красная Шапочка». Какой герой является нарушителем прав, и чьи права он нарушил? (право на жизнь и личную неприкосновенность). А теперь послушайте отрывок из этой сказки:
«Жила – была девочка. Однажды бабушка подарила ей красную шапочку. Девочке она так понравилась, что она стала носить её постоянно. Поэтому все стали называть её Красная Шапочка». О каком нарушении права говорится здесь?
4. Следующая сказка «Буратино». Чьи права нарушал Карабас – Барабас?
Он держал кукол в рабстве и эксплуатировал. (ст. 15. Каждый ребёнок должен быть ограждён от жестокости и эксплуатации в любой форме)
5. Прослушать фонограмму песни «Волк и семеро козлят»(№45 на диске)
Какие права нарушены?
6. Прослушать фонограмму песни «Колыбельная медведицы».(№95). Какие права нарушены или наоборот соблюдаются? (право на любовь и внимание)
7. Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. Но в той стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. А Папа Карло был беден, и чтобы отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку. (Право на образование)
Программированные задания. (3мин)
У каждого из вас есть карточка. Какие герои лишены следующих прав (выбрать одного героя из трёх, подчеркнуть)
Право на жизнь Золушка
Колобок
Кот в сапогах
Право на неприкосновенность жилища Сестрица Алёнушка
Три поросёнка
Колобок
Право на свободный труд Золушка
Красная Шапочка
Балда
Право на свободу вступления в брак Золушка
Дюймовочка
Алёнушка
Право на владение личным имуществом Красная Шапочка
Буратино
Баба Яга
Игра «разрешается-запрещается»(2мин)
Все права детей изображены на знаках - разрешающих или запрещающих. Учитель говорит о каком-то праве, а дети поднимают сигнальную карточку соответствующего цвета и отвечают: «разрешается или запрещается».
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка…разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго. запрещается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел лечиться,
Это. разрешается.
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются,
В детстве тяжкая работа. запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это. разрешается.
Этот слабый, горбит спину,
Пред сильным преклоняется:
Быть рабом у господина
Строго. запрещается.
Деток нужно нам любить,
Защищать, беречь, растить.
Всех заботой окружить.
Это. разрешается.
Цепь звенит, кричит ребёнок,
Над ним издеваются.
Человеку в рабстве жить
Это …. запрещается.
Беседа об обязанностях. (9мин)
Конечно, у детей много прав, как и у взрослых. Однако нужно помнить, что все правила должны соответствовать нормам культурного поведения. Отсюда можно сделать вывод, что у ребенка, как и у взрослого, есть немало обязанностей. (Помещаю это слово в коллаж на доску).
А перед кем у людей имеются обязанности?
Перед родителями или лицами их заменяющими, воспитателями, учителями, обязанности перед государством, ( Государство предоставляет вам возможности свободно развиваться: духовно, умственно и физически, а ваша обязанность - стараться вырасти таким человеком, который в будущем сделает свое государство еще лучше, обязанности перед обществом, уважение и соблюдение прав других.
И какие обязанности у вас, детей?
У вас есть право на получение достойного образования. А какие обязанности вы при этом должны выполнять?
Старательно учиться, внимательно слушать учителя, содержать в порядке свои школьные принадлежности, выполнять домашние задания, не портить школьное имущество.
Под словом «обязанности» поместить слова:
Стараться…
Соблюдать…
Не нарушать…
Предложить детям закончить предложения.
Аналогично для примеров можно использовать и другие статьи Декларации.
Право на имя. А есть ли здесь какие-то обязанности?
• Называть друг друга только по имени
• Требовать, чтоб к тебе обращались по имени
• Вести себя так, чтобы не опозорить своё имя
Право на охрану здоровья.
Обязанности.
• Заботиться о своём здоровье
• Не причинять вреда здоровью других людей
• Вести здоровый образ жизни
А что такое «здоровый образ жизни»?
Право на отдых и досуг.
Обязанности.
• Не мешать окружающим людям (шумное времяпрепровождение)
• Отдыхать с пользой для здоровья
Инсценирование.
Под музыку «Мы бандито» (№21 на диске) входят два разбойника.
1 -и разбойник. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
2-й разбойник. Верно, Джон, это здесь.
1-й разбойник. Ух, сколько денег мы заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы есть, красота!
2-й разбойник. Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?
Разбойники предлагают угощения, заманивая детей.
Ведущий. Ребята! Да это же разбойники! Надо срочно вызвать милицию!
Разбойники. Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы найдем других детей. (Убегают)
Беседа. Что хотели сделать разбойники?
Ст. 16. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
Ребята! А в жизни разбойники так же выглядят?
-Нет, внешне это обычные люди.
- А что нужно делать, чтобы не попасть в руки к плохим людям?
- Соблюдать меры предосторожности:
• Не гулять слишком поздно и далеко от дома
• Не выходить за территорию школы без воспитателя
• Не вступать в разговоры с незнакомыми людьми
• Не садиться в машину к незнакомым людям
Дискуссия:
- А у нас в школе были случаи самовольных уходов?
- какие последствия могут быть? (дети могут погибнуть, заразиться инфекционными болезнями, заболеть)
Недавно был случай в, когда мальчик погиб в результате ДТП.
Беседа о чертах характера. (5 мин)
В нашей школе имеется Устав, в котором подробно расписаны обязанности всех, кто работает и учится в этой школе. (стр. 11)
- как вы думаете, что было бы, если бы все безответственно относились к своим обязанностям? (ответы детей)
- Подумайте, какие черты характера помогают людям соблюдать все правила и ответственно относиться к обязанностям? (ответы детей)
По описанию качества детям нужно догадаться, какое качество загадано:
Отгаданные черты характера вывешивать на доску.
«Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (ответственный).
«Человек, любящий трудиться» (трудолюбивый).
«Человек, который знает о своих недостатках» (самокритичный).
«Человек, всегда готовый помочь» (отзывчивый).
«Человек, умеющий терпеть, обладающий настойчивостью, упорством в деле» (терпеливый).
«Человек, умеющий сказать ласковые, добрые слова» (ласковый).
«Человек, который всегда действует честно, по правилам» (справедливый).
«Человек, который относится по-дружески к окружающим (как к друзьям)» (дружелюбный).
«Человек, которому интересно узнавать новое, приобретать знания» (любознательный).
«Откровенный человек, честно выражающий свои чувства» (искренний).
О какой черте характера говорится в пословице:
Доброе слово и кошке приятно.
У работающего в руках дело огнем горит.
Доброе дело – правду говорить смело.
- Все эти черты характера хорошие или плохие?
Ребята, а можно воспитать у себя хорошие черты характера?
Человек, в большей степени воспитывает себя сам. Это называется «САМОВОСПИТАНИЕ»
Дети читают стихи.
Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
Наши законы, как ясные дни,
Мудрою правдой сияют они.
Людям права золотые дают
Право на отдых, право на труд.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
IV. Итог занятия:
Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге. Надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей. Если сегодня ты нарушишь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто нарушит твои. Каждое право порождает обязанность.
V. Рефлексия.
«Дерево радости» : если вам понравилось занятие, и вы уходите с хорошим настроением, повесьте на веточку соответствующий знак.