Арина Головина
Организация коррекционной предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети, как известно, разные, и каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому в учреждениях необходимо создать условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлять возможность проявить индивидуальность и творчество. Одно из важнейших условий образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. В соответствии с ФГОС дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.
Публикация «Организация коррекционной предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Таким образом, организация предметно-пространственной среды в детском саду для детей с нарушенным зрением строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в совместной, а также самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую). У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, в общении и в познании.
Среду необходимо организовывать так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть. Развивающая предметная среда должна быть : современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня развития детей. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
При построении предметно-развивающей среды необходимо соблюдать принцип зонирования. В группе выделяются определенные зоны. Они не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункиональности, когда один и тот же игровой уголок может по нашему желанию легко и быстро преобразоваться в другой. В одной и той же зоне, согласно принципу интеграции, можно заниматься различными видами деятельности. Можно поиграть в сюжетные игры: «семья», «больница», «магазин». Подобранный разнообразный игровой материал позволяет детям комбинировать различные сюжеты, создавать игровые образы.
В каждой группе для детей с нарушенным зрением обязательно, кроме традиционных уголков есть коррекционный уголок, включающий в себя специальные дидактические пособия и игры по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия. В специальных коррекционных уголках в группах обязательным предметом являются подставки, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом.
Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группах должен быть спортивный угол, созданный для полноценного физического развития дошкольников и для удовлетворения их физической активности. Работа с пособиями из спортивного уголка позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, упражнение в метании мяча по удалённой цели, тренировка мышц глаза и развитие внимания.
Такие упражнения полезны при амблиопии и монокулярном характере зрения, т. к. дают возможность ребёнку оценить расстояние до удалённых предметов.
В кабинете дефектолога имеется методический материал, изготовленный своими руками, с учетом остроты зрения, зрительного диагноза и зрительным режимом. Материал позволяет правильно организовать коррекционно – воспитательную работу, которая тесно связана с лечебно- восстановительной работой. Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия.
Так же в группах необходимыми являются настенные лабиринты, развивающие прослеживающую функцию глаз дети. Детям предлагаются разные задания. К примеру, проследи глазками куда побежала мышка по красной дорожке. Лабиринты в группах меняются регулярно в соответствии с лексической темой. А также усложняются с возрастом.
Для снятия зрительного напряжения в групповых комнатах и кабинетах используются схемы зрительных траекторий по В. Ф. Базарному.
На стене расчерчена схема. И детям предлагается проследить глазами по указанному направлению.
1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.
2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.
3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.
4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.
5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.
Эффект снятия зрительного напряжения на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий
По сколько у детей с нарушенным зрением есть сложности в ориентации пространстве в группах есть напольные ориентиры или лабиринты обучающие детей ориентировки.
Детям могут даваться задание, такие как например, встаньте на метку определенного цвета или пройдитесь по дорожке определенного цвета.
Для упражнений на аккомодацию в группах есть метки на стекло по методики Аветисова. Дети встают около окна и смотрят далеко, затем переводят взгляд на точку на стекле. Повторяют упражнение несколько раз, затем закрывают глаза ладонями – «прячут их в тёмном домике». Это упражнение позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Метка также меняется с лексической темы для подержания интереса у детей.
Таким образом предметно-развивающая среда в саду для детей с нарушенным зрением решает не только образовательные но и коррекционные задачи.