Юлия Кудрявцева
Практикум для воспитателей «Формы и методы работы над предложением при подготовке дошкольников к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 ПРАКТИКУМ «Формы и методы работы над предложением при подготовке дошкольников к обучению грамоте»
Слайд 2 Среди направлений, определяющих содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте являются ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи и ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений.
Публикация «Практикум для воспитателей „Формы и методы работы над предложением при подготовке дошкольников к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.
Слайд 3 Первоначально идёт работа по ознакомлению с предложением. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения) рассказ, который специально составляется педагогом и демонстрируется картина. Во время чтения педагог интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями «Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч». Затем он спрашивает детей: «О ком был рассказ?» и задает конкретные вопросы: что я сказала про детей? Что я сказала про мальчика? Что я сказала про девочку?
Далее педагог говорит, что в этом рассказе было 3 предложения : первое – про детей, второе – про мальчика, третье – про девочку. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений. Рассказ заучивается для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение, второе и третье.
Слайд 4 Затем детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение. Педагог повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения. Дети считают предложения, загибая пальчики, можно выкладывать фишки или счётные палочки.
«Дети дежурят в Зимнем саду. Катя опрыскивает листья. Оля поливает цветы. Коля кормит рыбок.»
Педагог спрашивает: сколько предложений в нашем рассказе? Какое первое предложение (второе) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке.
Вопросы, которые задает педагог (о ком, о чем говорится в первом предложении, что говорится, характеризует смысловую сторону предложения, как единицы речи. Педагог подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается.
Дети делают вывод. Наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что- то говорится.
Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз педагог помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.
Слайд 5 Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его — длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.
Слайд 6 Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:
1. Придумывание предложений с заданным словом;
2. придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова;
3. составление предложения по двум картинкам;
4. придумывание названия к картине;
5. составление предложений по «живым сценкам».
Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит из предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение».
Слайд 7 Далее идёт работа по ознакомлению дошкольников со словесным составом предложений.
На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов.
Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы :
- рассматривание игрушек,
- демонстрация действий с игрушками,
- рассматривание картин,
- пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски). Это помогает ребенку понять (последовательность) и (членораздельность) речи.
Слайд 8 На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Мишка сидит. Мишка лежит. Мишка лежит.). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют предложения про игрушки. Одно из предложений произносит педагог с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения. С самого начала используются схемы. Педагог говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».
Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова». Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры педагог вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения.
К примеру, воспитатель вызывает троих детей («живые слова», которые будут говорить слова предложений, ставит их по порядку.
Он обращается к детям: «Послушайте, что скажут дети»
Таня будет слово «рабочие»
Саша будет слово «строят»
Катя будет слово «дом»
Таня произносит своё слово и берёт за руку Сашу. Саша произносит своё слово и берёт за руку Катю.
Задаются вопросы: Про кого они сказали? Что они сказали про рабочих? Назовите первое слово, второе, третье.
А сейчас слово «рабочие» уйдёт. Остались слова «строят» и «дом». Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто строит дом) «Живые слова» - разойдитесь. Слова разбежались, и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый своё слово. Мы составили … (предложение). В предложении все слова (дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
Другой вариант игры – «Хор».
Теперь еще послушайте, что скажут эти дети.
Воспитатель говорит детям слова на ушко.
По знаку воспитателя они произносят слова предложения, но не последовательно, а все вместе, одновременно.
Таня будет слово «Марина»
Катя будет слово «искала»
Саша будет слово «малину»
«Марина искала малину»
Предложение, сказанное таким образом, становится непонятным. Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно, и прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку, одно за другим.
В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов. В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?»).
В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.
В другом варианте игры — «Путаница» — нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.
Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.
Слайд 9 На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:
1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,
2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении;
3. перепрыгивание через скакалку,
4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении;
5. подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;
6. разные варианты игры «Живые слова»;
7. произнесение слов вразбивку;
8. произнесение слов по рядам;
9. шепотный анализ предложения;
Слайды 10- 14 Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания:
Составление предложений с добавлением слов (Составьте предложение по схеме со словом дом)
Составление предложений предлогами «маленькие слова». (Предварительно проводится работа по ознакомлению ребят с предлогами. У них формируется представление о том, что предлоги - это тоже слова, но только маленькие. Затем упражняются в составлении предложений с маленькими словами)
Составление предложений по графической схеме.
Составь предложения с опорой на картинки
«Путаница». Составление предложений по деформированной фразе ( Педагог говорит: Ребята, сейчас я буду называть вам слова, а вы внимательно их послушайте и соберите из них предложения. Летят, серые, юг, на, гуси. Диване, кот, на, спит.)
Таким образом, данная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами