Наталья Чульжанова
Мастер-класс Методы и приёмы работы по обучению грамоте дошкольников в рамках реализации ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение теоретического и практического уровня педагогов в
вопросах обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Задачи: - сформировать у педагогов представление о методах и приёмах работы с детьми по обучению грамоте;
-научить педагогов применять данные методы и приёмы в работе с ребенком для закрепления полученных знаний и умений;
Публикация «Мастер-класс „Методы и приёмы работы по обучению грамоте дошкольников в рамках реализации ФОП ДО» размещена в разделах
- расширить представление педагогов о разнообразных играх при обучении грамоте.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
1 Предлагаю вам сегодня стать в туристами, отправится в небольшое путешествие в лес. «1-2-3 повернись и в лесу очутись»
Мы с вами оказались в лесу, послушайте звуки леса. Определите на слух, какие это звуки, если вы услышите речевые звуки, хлопайте в ладоши, а не речевые топайте ногами.
Готовы! Тогда начинаем. Игра «Речевые, не речевые звуки»
2 Посмотрите, кажется, птица к нам прилетела.
Давайте попробуем произнести слово «ворона» частями:
Во-ро-на. Сколько слогов в слове «ворона»? (Три.) Назовите первый слог, второй, третий. Сколько гласных звуков в слове «ворона»? (Три.).
Делаем вывод что, сколько в слове гласных звуков — столько и слогов.
3Посмотрите нашей птице сесть некуда, кто то вырубил деревья.
Как мы сможем помочь нашей природе? (посадить деревья)
Давайте посадим деревья так, на 1полянку мы посадим деревья с одним слогом, на 2 с двумя, на 3 с тремя слогами.
Игра «Посади дерево» - деление на слоги.
Слышите, ворона благодарна вам за помощь.
4 Пока мы высаживали деревья, один наш товарищ поранился, слышите, как он кричит «Аааа». Какой звук произнес он? Дайте характеристику этому звуку. Он согласный или гласный. Как вы определили, что звук гласный?
(Звук, при котором воздух проходит свободно, называется гласным и обозначается карточкой красного цвета).
Будьте аккуратнее на природе!
5Послушайте загадку.
Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идёшь со мной,
Я повисну за спиной.
Посмотрите на столе лежат походные рюкзаки. Некоторые рюкзаки оказались лишними. Давайте заглянем в них с помощью фонарика и посмотрим, что в них лежит. И возьмем только те рюкзаки, в которых лежат предметы на звук А.
Игра «Рюкзачки» назови слова на заданный звук. (светят фонариками находят нужные предметы)
6Какие вы молодцы! Все дружные, давайте встанем парами и возьмемся за руки.
А теперь посмотрите, какая буква получилась? (М)
Дайте ей характеристику. Она гласная или согласная? Как вы определили?
(звук производятся с препятствиями в ротовой полости (язык, зубы, губы, нёбо).
(Согласный звук обозначаем синим цветом)
Предлагаю поиграть вам в игру «Назови братца». Игра проводится в паре.
Воспитатель показывает согласный звук, 1 ребенок называет твердый согласный второй ребенок мягкий.
(Мягкий звук обозначаем зеленым цветом)
Какие вы дружные туристы!
7Раз мы сегодня туристы, предлагаю вам сделать звуковой анализ слова «ТУРИСТЫ» Присаживайтесь.
Перед вами лежит слово, составьте схему (звукового состава слова) с помощью карточек. Определите гласные и согласные звуки, твердые или мягкие. (работа со схемой)
8 Давайте вспомним какую букву мы сегодня изображали? (М)
На что еще она может быть похожа? (ответы)
На столе лежат разные материалы, найдите способ изобразить букву. (творческая работа)
(Память о букве укрепляется через ассоциации и различные визуальные приемы.)
Нужно запомнить! Что, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем.
9 Устали? Нам пора возвращаться. Предлагаю поехать на транспорте в названии, которого есть звук «М» (машина).
А чтобы нам было не скучно возвращаться домой, давайте споем песенку.
Игра «Слоговые машинки» (чтение слогов)
10Вот мы и вернулись. Путешествовать друзьям очень интересно!
Слова потеряли свое место, поможем найти их? Составите предложение из слов.
(очень, друзьям, интересно, Путешествовать)
В качестве основного методического приема, предлагается составлять предложения с использованием «живой модели», когда сами дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение.
Путь освоения грамоты непрост.
Задача взрослых поддерживать ребенка в его обучении.
Игры, помогают ребенку освоить этот процесс в непринужденной обстановке.
Благодарю за работу!