Папки-передвижки

Практикум для родителей по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Играем вместе!»

Светлана Зубова
Практикум для родителей по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Играем вместе!»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Укрепить сотрудничество родителей и воспитателей.

Задачи: познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики у детей;предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними. Пробуждать у малышей интерес к игровым действиям в процессе взаимодействия с родителями.

Публикация «Практикум для родителей по развитию мелкой моторики в первой младшей группе „Играем вместе!“» размещена в разделах

Литература:

Белкина А. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / А. В. Белкина – Воронеж: Учитель, 2006

Благодатская, О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьей / О. А. Благодатская // Дошкольная педагогика – 2007. — № 4

Горбушкина, С. Б. Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников / С. Б. Горбушкина // Дошкольная педагогика – 2007. — №7

Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до 3 лет. -М. 2009

Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. СПб. ,2002

Янушко Е. А. Развиваем мелкую моторику у детей раннего возраста (1-3 года) Методическое пособие для воспитателей и родителей. -М., 2007Громова О. Н.,

Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М. ,2008

Подготовка:

• Приглашение родителей на семинар-практикум

• Оформление выставки детских работ

• Оформление стенда, памятки.

• Подбор и изготовление пособий и игр по теме

•Выставка пособии и игр

• Индивидуальные беседы с родителями по данной теме.

Ход мероприятия :Родителям предлагается расположиться на заранее приготовленные места для них за столами. Рядом стоят стульчики для детей.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Маленький ребёнок больше всего на свете хочет бегать. Прыгать, совершать любые движения, потому что движение есть способ постижение мира. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или лёгкость. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.

Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией,

нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

После сообщения, воспитатель приглашает малышей в группу и проводит с ними музыкальную игру по народной песенке «Вышла курочка гулять». Педагог поёт песенку, дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Полное корытце.

На пригорке у окошка

Разлеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И ребяток догоняет.

На последние слова дети убегают от кошки и садятся рядом с родителями.

Воспитатель: Детки, кошечка у нас хорошая, добрая, ее не надо бояться. Она с вами поиграла, а теперь посидит здесь и посмотрит, как вы будете играть с мамами и папами…. Дорогие родители! Мы покажем вам игры, направленные на развитие речи малышей посредством развития мелкой моторики. Пожалуйста, выполняйте игры по нашему показу вместе с ребенком, поощряйте малыша к проговариванию своих действий, называнию предметов, будьте внимательны и активны!

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :

• способствует овладению навыками мелкой моторики;

• помогает развивать речь;

• повышает работоспособность головного мозга;

развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

• снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Самым простым является изображение пальцами различных фигурок. Но начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев. Давайте вместе поиграем. Пожалуйста, выполняйте игры по нашему показу вместе с ребенком, поощряйте малыша к проговариванию своих действий, называнию предметов, будьте внимательны и активны!

«Играем на барабане» — ритмичные движения указательных пальцев вверх-вниз.

«Фонарики» — вращательное движение кистями обеих рук.

«Веселые брызги» — отрывистые движения кистями рук сверху вниз распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.

«Погрозим» — указательным пальцем погрозить попеременно каждой рукой.

«Пальчики» — пальцы «шагают», «бегают», «танцуют».

«Музыканты» — пальцы «играют» на различных инструментах.

Давайте малышки покажем какая у нас дружная семья. (Проводится игра : «Моя семья»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Капуста

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Для детей третьего года жизни важен процесс, а не результат, поэтому, если он не хочет заниматься тем, что вы ему предлагаете, не настаивайте, смените вид деятельности, а потом вернитесь опять к предыдущему заданию, либо совсем прекратите занятие и перенесите его на другое время. Поиграйте с сыпучими материалами.

Игры с сыпучими материалами

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:

Месим, месим тесто,

Будет в печи место.

Будут – будут из печи

Булочки и калачи.

Пособие Найди игрушку в фасоли». .

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и ищет игрушку.

Игра «Покорми птичку»

Насыпаем в кружку Фасоль или горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в бутылочку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые стихи.

«Рисование по крупе».

На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).

Игры с прищепками

Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д. Также можно сопровождать стихотворным текстом.

Собери урожай. Прикрепите к занавеске красные и желтые прищепки и скажите малышу, что ягодки созрели. Предложите ему собрать все ягодки.

Найди прищепки. Можно рассредоточить по квартире в разных местах прищепки, прикрепив их на ковер, на покрывала кроватей, на книгу, край стола, веревку, куртку, висящую в коридоре и т. п. Ребенку нужно идти по квартире и отыскивать все «спрятавшиеся» прищепки.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Игры с пуговицами

Пуговичный массаж.

Пуговичное ожерелье. Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы. Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую. Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т. п.

Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы» (Упражнение проводится с родителями).

«Дорисуй картинку с помощью пробок» - заполнить крышками нужного цвета отверстия на картинке.

Дидактическое пособие «Цветочная поляна» - сначала воспитатель показывает, как отвернуть пробки и предлагает детям повторить за ним, затем дети методом проб пытаются подобрать пробку нужного размера; воспитатель помогает.

«Логические цепочки» - воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с заданием, а затем продолжить ряд, расставляя цветные крышечки в свободные клеточки.

«Украсим салфеточку» - воспитатель показывает детям украшенные салфеточки и предлагает помочь украсить салфеточки для кукол по предложенным образцам.

«Комканье платка»

Берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

«У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот!»

Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Доступны с весьма раннего возраста, рисование, лепка (пластилин, солёное тесто, аппликация. На них мы не будем заострять наше внимание. Предлагаю посмотреть работы ваших детей. Все выстраиваются «паровозиком» — впереди воспитатель с кошкой, за ним родители с детьми (ребенок впереди мамы или папы) и «едут» по группе, меняя направление, преодолевая препятствия. Потом «поезд» возвращает.

Заключительная частьУважаемые родители, теперь вы знаете для чего и как нужно развивать мелкую моторику. У кого-то есть вопросы?

-Хочу предложить вам памятки о способах развития мелкой моторики. (родители берут памятки)

Спасибо вам, что вы нашли время посетить практикум. Думаю, что вы провели это время с пользой для себя. Хочется пожелать вам терпения, успехов в воспитании наших детей. До новых встреч!

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

«Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.

Организуйте игры с пластилином, тестом.

Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.).Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

Запускайте пальцами мелкие волчки.

Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т. д. Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

Публикации по теме:

НОД по развитию мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов рисования в первой младшей группе «Лесной гость» МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида г. Бокситогорска» КОНСПЕКТ НОД в I младшей группе №1 Тема: развитие мелкой моторики детей.

Консультация для родителей первой младшей группы по развитию мелкой моторикиКонсультация для родителей первой младшей группы по развитию мелкой моторики Цель: познакомить родителей с различными играми, направленные на развитие мелкой моторики (далее по тексту -м. м.). Задачи: -вызвать у родителей.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Веселые пальчики» ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Практикум для родителей «Играем вместе» Практикум для родителей «Играем вместе» Бартошевич Т. И. Педагог-психолог ДС № 140 «Златовласка» АНО ДО «Планета детства «Лада» Цель: Осуществлять.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Конспект семинара Цель: Ознакомить родителей с необходимостью развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, ознакомить с практическим.

Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группыВлияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группы Проект "Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей 1 младшей группы. " Тип проекта: Практический,.

Занятие «Колобок» в первой младшей группе в рамках родительского клуба «Вместе играем и растем» Участники: воспитатель Гриднева Е. В., педагог-психолог Гурова А. С., учитель-логопед Карачкова Ю. Ю. Тема: Русские народные сказки. Колобок.

Занятие «Мамы и детеныши» в первой младшей группе в рамках родительского клуба «Вместе играем и растем» Участники: воспитатель Гриднева Е. В., педагог-психолог Гурова А. С., учитель-логопед Карачкова Ю. Ю., музыкальный руководитель Воробьева М. М.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для родителей по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Играем вместе!»
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 11:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для родителей по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Играем вместе!»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Зубова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД