Олеся Сергеевна Пичугина
Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков. Помогает сформировать представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей.
Публикация «Практикум для родителей и детей „Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель:
- познакомить родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.
Задачи:
- сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей;
- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
- упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты:
- у родителей сформированы представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений;
- родителями получены практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
- родителями приобретен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.
Предварительная работа:
- проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;
- анализ анкет и бесед с родителями;
- подбор пособий, игр, методической литературы по теме.
Оформление групповой комнаты:
Полочка идей: «Пособия и игры по развитию мелкой моторики рук своими руками»;
фотоколлаж «Учимся, играя»;
выставка развивающей литературы для родителей;
информационная ширма «Ум ребенка – на кончиках пальцев».
Информационно-техническое обеспечение:
Раздаточный информационный материал для родителей:
«Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников»
«Игры и упражнения на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук»
Раздаточный материал (на каждого ребенка):
Массажное кольцо, три фантика от конфет, три мелких игрушки, маленькая корзина, два фантика для танца, решетка для раковин, пробки от пластиковых бутылок белого и голубого цвета, колокольчик, емкость с манной крупой, лист картона синего цвета, клей- карандаш.
Демонстрационный материал:
снежинка; письмо; домик Волчонка, покрытый «снегом»; игрушка «Волчонок»; елочки; ноутбук; презентация «Игры и упражнения с детьми 3 лет для развития мелкой моторики рук»; две корзиночки (одна для конфет, другая для фантиков); конфеты по количеству деток.
Музыкальное сопровождение:
«Ты похлопай вместе с нами», Е. Железнова
«Мы пойдем сначала вправо», игра- песенка
«Светит солнышко для всех», детский театр песни ''Талисман''
«Фантики», Е. А. Гомонова
Ход практикума.
1. Организационный этап.
Музыкальная игра «Ты похлопай вместе с нами», Е. Железнова
Описание: Дети выполняют движения согласно тексту песенки- игры. Родители располагаются на стульчиках у стены
Музыкальное сопровождение: «Ты похлопай вместе с нами», Е. Железнова
- Ты похлопай вместе с нами, хлоп и хлоп,
Ты похлопай вместе с нами, хлоп и хлоп,
Ты похлопай вместе с нами,
Ты похлопай вместе с нами,
Ты похлопай вместе с нами, хлоп и хлоп! и т. д.
Затем родители и дети проходят к столам и рассаживаются. На столах находятся предметы для проведения упражнения «Умное» колечко» и игры «Волчишкин домик».
Воспитатель: - Уважаемые родители! Тема нашей встречи «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».
Немного теории…
Уровень психических процессов, речь трехлетнего малыша находятся в прямой зависимости от степени развитости мелкой моторики рук. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние оказывают мелкие движения пальцев рук на формирование психических процессов у ребенка.
• Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы предметов, их веса, температуры, фактуры (шероховатости- гладкости, твердости- мягкости, гладкости- ребристости);
• Механизм регуляции тонуса мышц и силы их сокращения позволяет выполнять движения точно и быстро;
• Кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;
• Зрение и мышление позволяют ребенку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их размеры. Дает возможность выполнять целенаправленные движения, планировать свои действия и исправлять их.
Вниманию родителей представляется презентация «Игры и упражнения с детьми 3 лет для развития мелкой моторики рук».
Воспитатель: - Рассмотрите предметы на столах. Предлагаю вашему вниманию упражнения и игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Пожалуйста, выполняйте все действия вместе со своим ребенком, будьте внимательны и активны!
2. Практический этап.
Упражнение «Умное» колечко»
Предмет: массажное кольцо
Описание: Ребенок сжимает и разжимает массажное кольцо кистями рук поочередно. Затем выполняют упражнение родители ребенка.
- Колечко в правую руку возьму,
В ладошке бережно сожму.
Две секунды отдохну,
И опять его сожму.
В левую ладошку переложу,
Игру с колечком повторю!
Игровая ситуация.
Воспитатель обращает внимание детей на снежинку, к ней прикреплено письмо от Волчонка:
«Ребята, мой дом Зима замела снегом. Помогите его растопить и меня освободить! Волчонок».
Воспитатель предлагает детям и родителям отправиться в лес, чтобы помочь Волчонку.
Динамическая пауза «Мы пойдем сначала вправо»
Описание: Мальчики и их родители стоят в кругу, взявшись за руки. Поют песенку и выполняют движения. Затем девочки и их родители поют песенку и выполняют движения.
Музыкальное сопровождение: «Мы пойдем сначала вправо», игра- песенка
- Мы пойдем сначала вправо, раз, два, три!
А потом пойдем налево, раз, два, три!
А потом мы соберемся, раз, два, три!
А потом мы разойдемся, раз, два, три!
А потом мы все присядем, раз, два, три!
А потом все дружно встанем, раз, два, три!
А потом мы повернемся, раз, два, три!
И еще раз повернемся, раз, два, три!
Воспитатель обращает внимание на домик Волчонка (оформлен уголок). Он занесен снегом.
Игра «Волчишкин домик»
Предметы: решетка для раковины, пробки белого и голубого цвета от
пластиковых бутылок.
Описание: ребенок закрывает пробками белого и голубого цвета отверстия в решетке. Родители помогают выполнить задание.
- В домике Волчонка закрываем окна и двери,
Чтобы не тревожили вьюги и метели.
Не шуми, Зима,
Волчонку спать пора!
Воспитатель: - Ребята, много снега намели метели и вьюги на домик Волчонка. Как же его растопить? (ответы детей)
Дети подводят итог, что только солнышко своими лучами может растопить снежную шубу. Воспитатель предлагает нарисовать солнышко и лучики.
Рисование «Солнышко» (нетрадиционна техника рисования)
Предметы: емкость с манной крупой, лист картона синего цвета, клей- карандаш
Описание: ребенок и родители выполняют рисунок солнышка, используя манную крупу.
Музыкальное сопровождение: «Светит солнышко для всех», детский театр песни ''Талисман''
Воспитатель сообщает детям, что из манной крупы не только варят вкусную и полезную кашу, но с ней можно и поиграть.
Только нужно соблюдать правила:
o Не разбрасывать крупу
o Не класть крупу в ротовую полость
o Не вдыхать крупу носовой полостью
o Не тереть глаза руками
o Не обсыпать друг друга
Дети трогают, щекочут, гладят крупу, Берут немного крупы в кулачок и крепко сжимают. Потом высыпают ее из кулачка.
- Здравствуй, здравствуй,
Крупа- крупица,
Будем мы с тобой играть,
Но не будем обижать!
Воспитатель: - Ребята, мы подружились с крупой. Давайте рисовать солнышко.
Алгоритм работы с манной крупой:
• Нарисовать клеем контуры солнышка и лучей на листе бумаги;
• Пока клей не высох, насыпать крупу равномерным слоем на весь рисунок;
• Оставить картину на несколько минут для просыхания. Высохший лист слегка встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.
Примечание:
• После того, как картина высохнет, можно раскрасить ее акварельной краской или гуашью желтого и оранжевого цветов; затем покрыть лаком, чтобы крупа не осыпалась и долго держалась.
Ребята и родители работают с крупой, затем оставляют свои картины для высыхания. Звучит музыкальное сопровождение.
Воспитатель:- Дети, какое красивое солнышко у нас получилось - яркое, лучистое! Давайте поднесем его к домику Волчонка!
Дети подносят свои рисунку к домику Волчонка, воспитатель потихоньку снимает с крыши домика «снежную шубку».
- Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку!
Воспитатель: - Ребята, Волчишка наш так крепко спит, что не может проснуться. Давайте еще раз попробуем разбудить его.
Упражнение «Дили-дон»
Предметы: колокольчик
Описание: ребенок выполняет движения рукой, создавая звучание «тихо- громко», «медленно- быстро».
- Колокольчик звонкий,
Голосочек тонкий,
Зазвени быстрее
Да повеселее!
Дети подходят к домику и звонят то тихо, то громко в колокольчик, Волчонок просыпается. Он благодарит детей за помощь и дарит им корзиночки: с фантиками и конфетами.
3. Заключительный этап.
Воспитатель: - Ребята, наше время пребывания в лесу походит к концу.
Дети прощаются с Волчонком, произносят слова:
- 1,2, 3, 4, 5- возвращаемся назад!
Рефлексия.
Воспитатель: - Что же нам подарил Волчонок?
Дети проходят к своим столикам, рассматривают корзиночку с фантиками.
Игра «Фантики»
Предметы: 3 фантика, 3 игрушки малого размера
Описание: Завернуть в три фантика по игрушке. Предложить ребенку развернуть все фантики, затем аккуратно их сложить, назвать игрушки.
Воспитатель: - С фантиками можно и потанцевать.
Танец- игра «Шу- шу»
Предмет: два фантика
Описание: Дети выполняют движения согласно тексту песенки, используя фантики от конфет,под музыкальное сопровождение
Музыкальное сопровождение: «Фантики», Е. А. Гомонова
Припев:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Как я фантиком шуршу!
(Трут фантик о фантик ритмично)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Съел конфетку и шуршу!
(Трут фантиками животик)
- Ах, как фантики блестят,
Серебрятся и горят!
(Выполняют движения "фонарики", подняв фантики вверх)
Фантики цветные,
Яркие такие!
(Крутят фантиками перед собой, выпрямляя руки вперед)
Припев: тот же
- С фантиками покружусь,
Потихоньку покружусь.
(Кружатся с фантиками)
Пахнет фантик сладко,
Пахнет шоколадкой!
(Нюхают фантики)
Припев: тот же
- Фантиком я помашу,
(Машут фантиками)
Всем ребяткам покажу:
(Показывают фантики, вытянув руки вперед)
- Посмотрите, детки
Съели все конфетки!
(Прячут фантики за спиной)
Припев: тот же
4. Подведение итогов практикума.
Воспитатель: - Для детей третьего года жизни важен процесс, а не результат, поэтому, если он не хочет заниматься тем, что вы ему предлагаете, не настаивайте, смените вид деятельности, а потом вернитесь опять к предыдущему заданию, либо совсем прекратите занятие и перенесите его на другое время.
Воспитатель предлагает детям ощупать содержимое второй корзиночки. Дети с радостью угадывают по форме конфеты.
Воспитатель угощает детей конфетами.