Татьяна Бартошевич
Практикум для родителей «Играем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей «Играем вместе»
Бартошевич Т. И.
Педагог-психолог ДС № 140 «Златовласка»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Цель: Осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников ДОО с целью повышения социально – коммуникативной компетентности.
Задачи:
1. Привлечь внимание родителей к проблеме межличностных отношений дошкольников.
2. Познакомить с играми, направленными на формирование межличностных отношений дошкольников.
Публикация «Практикум для родителей „Играем вместе“» размещена в разделах
Ожидаемый результат:
- Создание благоприятной атмосферы взаимодействия.
- Изменение отношения родителей к определению понятия «Межличностные отношения дошкольников».
- Повышение социально – коммуникативной компетентности родителей.
- Использование родителями коммуникативных игр в повседневной жизни.
Участники: родители детей старшей группы.
Предполагаемое время: 1 час.
Оборудование: мяч, мешочек и набор мелких игрушек (10-15, сундучок и игрушки из киндер-сюрпризов(10-15, 7 косынок, фишки(20, колокольчик, листы бумаги, фломастеры.
Форма: практикум.
Ход мероприятия:
1. Приветствие. Знакомство.
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о том, как научить детей общаться, как организовать межличностное общение сверстников.
Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия.
Упражнение «Давайте познакомимся». Инструкция: Пусть каждый, в чьих руках окажется мяч, представится (назовет свое имя и отчество).
2. Я кратко расскажу, в чем заключается межличностное общение дошкольников. На протяжении всего дошкольного детства ребенок учится продуктивно взаимодействовать с членами группы, соотносить свои устремления с интересами других детей, находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях, работать в парах, подгруппах, командах, договариваться об играх, выполнении совместного задания. Развитие межличностных отношений со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Эффективным средством формирования межличностных отношений являются коммуникативные игры. Так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, на празднике или использовать как минутки отдыха после занятий. Сначала дети обучаются общаться без слов, затем включаются игры, где необходимо проявлять внимание друг другу, уметь говорить друг другу добрые слова и пожелания и игры, где нужно оказать помощь в совместной деятельности.
И сейчас мы с вами поиграем в эти игры.
3. Игры на формирование межличностных отношений между детьми
Игра «Передай движение»
Цель: Развивать чувство принадлежности к группе. Развивать у детей умение видеть сверстника и в точности воспроизводить его движения.
Инструкция: «Сейчас вы встанете в круг и закроете глаза. Я придумаю какое-нибудь движение (причесывается, моет руки, кидает снежки, ловит бабочку, плавает и т. д., затем разбужу своего соседа и покажу ему свое движение, тот разбудит следующего и покажет ему, и так – по кругу, пока все участники не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. В конце я покажу, какое движение я задумывала, и мы сравним, удалось ли нам передать его точно».
Рефлексия: Ведущий обращается к участникам с вопросом: Была ли для вас игра трудной? Что для вас было трудно? (стоять с закрытыми глазами и ждать, запоминать и передавать движение, правильно показать движение).
Игра «Одна история на двоих»
Цель: Развивать навыки совместной деятельности в парах. Развивать умение договариваться друг с другом.
Инструкция: «Я принесла вам мешочек, в котором множество разных вещей. Каждый из вас может один раз опустить туда руку и что-нибудь достать. Теперь разделитесь на пары и придумайте историю, в которой были бы задействованы оба ваших предмета. У вас есть 7 минут. После этого каждая пара расскажет нам свою историю».
Рефлексия: «Вспомните, как вы работали в паре: прислушивались ли вы друг к другу, учитывали ли желания друг друга, уступали ли друг другу? Оцените, понравилось вам работать со своим партнером или нет».
Игра «Секрет»
Цель: Развивать умение выражать свое доброжелательное отношение к сверстникам вербальным и невербальным способом. Развивать групповую сплоченность.
Инструкция: «Сейчас половина из вас получит по «секрету» из сундучка (пуговицу, бусинку и т. п.): ведущий кладет его в ладошку участника и зажимает кулачок, а вторая половина будет ходить по помещению и попробует разными способами уговорить каждого, показать ему свой секрет».
Рефлексия: Ведущий предлагает участникам подойти к столу, на котором лежат фишки и положить перед собой, столько фишек, сколько секретов удалось посмотреть. Определяются участники, увидевшие самое большое количество секретов. Им задаются вопросы: «Как вы убеждали других показать вам их секрет? Какие слова вы говорили?»
Игра «Путь доверия»
Цель: Развивать чувство доверия к партнеру по игровому взаимодействию. Развивать чувство ответственности за сверстника, умение оказывать поддержку.
Инструкция: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом по группе под легкую музыку (1 минуту). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите другому участнику завязать повязку».
Рефлексия: «Вспомните свои ощущения. Подумайте, какая роль вам больше всего понравилась: «слепого» или «зрячего»? Что вы чувствовали, когда танцевали с закрытыми глазами? Чувствовали ли вы себя уверенно с закрытыми глазами? Ваш партнер вам помогал?»
«Вы все играли в парах. Вспомните свои ощущения, понравилось ли вам танцевать со своим партнером, было ли вам легко, удобно?»
Игра «Поочередное рисование»
Цель: Развивать у детей навыки совместного взаимодействия. Развивать умение понимать замысел партнера по игре, уметь выстраивать свою деятельность с учетом его интересов.
Ведущий предлагает участникам разделиться на пары и взять чистый лист и два фломастера.
Инструкция: «Вам необходимо будет сделать общий рисунок. Сейчас один из вас по моему сигналу (звучание колокольчика) начнет что-нибудь рисовать, другой в это время будет просто наблюдать. По сигналу колокольчика передадите листок напарнику, и он продолжит дорисовывать то, что вы начали. Он будет рисовать то, что посчитает нужным, по сигналу колокольчика листок вновь перейдет к вам, потом опять к вашему напарнику и так несколько раз. Помните, у вас в результате должен получиться общий рисунок».
Рефлексия: Ведущий просит участников посмотреть на свою работу и оценить получился ли общий рисунок или получилось два отдельных рисунка на одном листе. Участникам, которым в процессе совместной работы не удалось нарисовать общий рисунок, предлагается ответить на вопросы: «Как вы считаете, почему у вас не получился совместный рисунок?
Что вам нужно было делать, чтоб рисунок был общим?»
А участников, у которых получился совместный рисунок можно спросить: «Понравилось ли вам то, что вы нарисовали? Довольны ли вы тем, как вы вместе работали?»
Итоги: Сегодня вы познакомились с коммуникативными играми, которые позволяют эффективно формировать межличностные отношения, чувство общности у детей, умение предотвращать конфликты, способствуют развитию взаимопомощи.
Наш практикум подошел к концу, и мне хотелось бы получить обратную связь. Пожалуйста, закончите предложения:
Я сегодня узнала …
Я думаю, что теперь я….
Мне понравилось….
У меня появилось желание …
Теперь я знаю ….
Такие игры помогут мне ….
Сейчас я чувствую …
Когда я играла….
Литература:
1. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями/О. И. Давыдова, А. А. Майер. – СПб. :ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с.
2. Осипова, М. П., Бутрима, Г. А. Работа с родителями /под. ред. М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима. – Минск:УП «Экоперспектива»,2003. – 480 с.
3. Савельева, Н. И. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения/Н. И. Савельева – Ростовн/Д: Феникс, 2004. – 103 с.
4. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.