Анастасия Овчаренко
Практикум для родителей детей на тему «Развитие словаря ребенка с нарушением слуха посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей детей старшей группы на тему «Развитие словаря ребенка с нарушением слуха посредством дидактических игр»
Цель: развитие у родителей знаний и навыков о том, как нужно работать с детьми с нарушением слуха
Задачи: - Повышение педагогической культуры родителей
- Развитие практических умений и навыков у родителей
- Развитие инициативы у родителей
Оборудование: буклет для родителей «Игры на развитие словарного запаса», лист отзывов.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Игрушки. Консультации для родителей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Ход:
- Уважаемые родители, добрый день. Сегодня мы с вами собрались обсудить важные вопросы. Всем вам известно, что у детей с нарушением слуха с трудом формируются речевые навыки в связи с чем их коммуникация практически невозможна. Но чтобы ребенок успешно социализировался в дальнейшем, после выпуска из детского сада, нам с вами необходимо приложить много сил. Поэтому сегодня я вам предлагаю получить новые знания, чтобы помочь вашему ребенку овладеть речью.
- Прежде чем приступить к получению новых практических знаний, давайте с вами актуализируем наши знания касательно развития речи детей. В основном развитие речи проходит на занятиях. А основной целью работы по развитию речи в детских садах является формирование речи как средства общения. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач: усвоения значения и накопления слов; обучения пониманию и использованию различных конструкций фраз, необходимых для общения; овладения разными формами речи; развития связной речи. Однако не только педагоги и специалисты должны заниматься этим, но и Вы, родители, ведь ребенок в первую очередь будет прислушиваться к вам.
Сегодня мы с вами обратимся к одной конкретной задачи, а именно: развитие словарного запаса дошкольника. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи» и т. п., называет широкий круг предметов и явлений окружающего мира. Но в отличии от детей с сохранным слухом, у ребенка с недостатками слуха есть некоторые специфические особенности, о которые вам уже известны. Так как же нам пополнить словарный запас детей?
Прежде всего, новые изученные слова включаются в различные типы фраз. Наиболее распространенные варианты фраз связаны с включением слов в побуждения (возьми эту игрушку, сядь на стульчик, возьми ложку, вопросы (где находится кукла? Какой фрукт растет летом, отрицания (на улице сейчас не лето, а осень, т. е. наиболее распространенные типы предложений. Использование слов в разных контекстах позволяет уточнить, дифференцировать его значение.
Однако для усвоения значения важно проведение систематической работы. С этой целью используются игры и речевые упражнения, в которых значение слова рассматривается в разных смыслах. И сегодня мы с ними познакомимся поближе.
1.«Семья»
Цель: закреплять умение понимать значение слов и выполнять действия в соответствии со словами, развивать внимание, мышление
Оборудование: картонный дом с окошками, под каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить таблички, картинки с изображением членов семьи.
Ход игры: на стол кладется картонный дом с окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Раздайте детям картинки с изображением членов семьи, спрашивая: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем укажите на дом и сообщите: «Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?» Ребенок должен прикрепить данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далеевместе с ребенком прочитайте эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.
2.«Дай определение словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления
Ход игры: я начну, а ты закончи:Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой) – веселый, долгожданный
3.«Наоборот»
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова, активизировать словарь ребенка
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый – грустный
Большой – маленький
Светлое – …
Чистое – …
Хорошее – …
Теплая - …
4.«Четвертый лишний»
Цель: закреплять умение дифференцировать слова, активизировать и развивать словарный запас
Оборудование: предметные картинки по разным лексическим темам
Ход игры: послушай и скажи, какое слово лишнее и почему:
- тарелка, стакан, корова, чашка
- чашка, стакан, тарелка, кружка
5.«Отгадай предмет по названиям его частей»
Цель: обобщить знания о предмете при помощи называния их признаков
Ход игры:
- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
- голова, туловище, лапы, крылья (птица)
В дальнейшем можно предложить ребенку самому попробовать загадать предмет, а вам отгадать
6.«Назови одним словом»
Цель: закреплять умение называть предметы одним словом, обогащать словарный запас.
Оборудование: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.
Ход игры: сгруппируй эти предметы. Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.
7.«Вкус и запах»
Цель: активизировать словарь ребенка, закреплять умение дифференцировать слова и понимать их значение.
1. представь ЛИМОН. Каков он на вкус?Вспомни, как пахнет лимон? Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? Нарисуй лимон.
2. представь АПЕЛЬСИН. Каков на вкус?Как пахнет?Какого цвета?Что чувствуешь? Нарисуй апельсин.
- В эти игры дети всегда играют с удовольствием, начинают понимать значение употребляемых слов и после этого могут употреблять в речи.
Спасибо, что выделили время и пришли сегодня. К вашему вниманию я предлагаю взять буклеты, где представлены не только игры, но и все, о чем мы сегодня с вами говорили. А также возьмите лист отзывов – нам очень важно знать ваше мнение о сегодняшнем мероприятие. Спасибо за внимание.
Выполнила студентка педагогического колледжа под руководством преподавателя Березовской Е. В