Шалина Ирина
Развитие словаря у детей первой младшей группы посредством дидактических игр и упражнений в процессе ознакомления с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важнейших задач развития речи
Публикация «Развитие словаря у детей первой младшей группы посредством дидактических игр и упражнений в процессе ознакомления с природой» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Изучению формирования словаря у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов. Своими исследованиями они доказали, что формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего, нормального речевого развития. С появлением первых слов тесно связано формирование таких познавательных психических процессов как восприятия, мышления, воображения, памяти. Выдающиеся педагоги, такие как Е. В. Тихеева, С. Л. Новоселова, А. И. Сорокина, А. К. Бондаренко в своих методических работах указывают на необходимость выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре. Дидактические игры и игровые упражнения – это одно из основных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» определяются задачи, которые направлены на обогащение активного словаря.
Наблюдение за детьми своей группы я начинаю с первого дня их поступления в детский сад. Для себя я вывела следующие закономерности: большинство детей не говорят или пользуются облегченными словами, как правило, у детей недостаточный, в соответствии с возрастом, словарный запас, они не могут пользоваться речью как средством общения и отвечать на вопросы.
Для выявления педагогической грамотности родителей я провела анкетирование, которое показало, что большинство родителей не знают, как развивать речь ребенка раннего возраста. Беседы с родителями так же показали, что их волнует вопрос - как правильно разговаривать с ребёнком, что необходимо знать при общении с детьми?
Эта проблема и легла в основу моей работы. Природа – это первое, что окружает ребенка во внешнем мире, это богатейший источник для речевого развития ребёнка. Наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры и упражнения, т. к. использование их повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Основная цель и задачи, представлены на слайде.
Изучив особенности формирования словаря детей раннего возраста, задачи словарной работы в первой младшей группе, психолого – педагогическую литературу, образовательную деятельность с детьми я построила в двух направлениях. Первое – это накопление содержания детской речи, второе - направление закрепление и активизация словаря Мной были составлены: перспективный план по активизации словаря для 1- ой младшей группы, сопровождение к нему, определены показатели диагностики, подходы к созданию развивающей предметно - пространственной среды группы и взаимодействия с родителями.
Решения поставленных задач я начала с обогащения развивающей предметно пространственной среды группы. В группе организован центр развития речи "Говорим правильно". В котором, появился «Волшебный сундучок», где собраны фигурки животных; чудесный мешочек с овощами; книга интересных картинок «Я знакомлюсь с природой»; дидактические игры. Пополнилась детская библиотека книгами по произведениям российских писателей, русскими народными сказками, потешками. Весь наглядный и игровой материал используется мной в совместной деятельной с детьми, в соответствии с темой предусмотренной перспективным тематическим планом группы.
Рассматривая с детьми предметы, проводя наблюдения за животными и деятельностью взрослых, я не только уточняла и расширяла их знания, но формировала словарный запас. Они учились выделять существенные признаки предметов и животных, например в дидактической игре «Найди лист, какой я покажу» дети выделяли листья по цвету, форме и называли их; в игровых упражнениях по потешкам : «Киска, киска, киска, брысь», выделяли и называли такие признаки как: мягкие лапки, длинный хвостик. В играх «Разложи овощи и фрукты», «Птицы и рыбки», «Растения и насекомые» дети осваивали слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия: животные и растения, овощи и фрукты.
В процессе наблюдений за деятельностью взрослых у детей появлялись слова обозначающие действия, например на огороде: «поливает, копает, убирает», при уходе за животными: «кормит, убирает, играет, гладит».
При знакомстве с природой нет возможности наблюдать с детьми жизнедеятельность диких животных. Здесь на помощь приходят метод - показа картинок с малознакомым содержанием. При рассматривании картин у детей формировались не только представления о животных, растениях, но и слово. Рассматривание картин сопровождаю своим речевым образцом, пояснениями и рассказом, чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок, объяснением и толкованием новых слов, «Лиса – пушистая, хитрая, рыжая». Для речевой активизации детей я использую вопросы, «Как рычит медведь», «Что умеет делать собачка?», «Где живёт рыбка?», «Что дедушка посадил на грядке?»
Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе с художественной литературой. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания значений слов. При прослушивании литературных произведений активизировала внимание детей на повторение образных слов и выражений : «котенька-коток», «яичко не золотое, простое», «солнышко-вёдрышко». Прекрасным средством развития мышления и образной речи являлись потешки, поговорки, прибаутки, например, «Ты собачка не лай…», «Под полом скребусь, а кошки боюсь», «Дождик – дождик полно лить». Игры- драматизации по сказкам позволяли детям не только передавать события, но и упражняться в произнесении слов.
Дальнейшую свою деятельность с детьми я направляла на закрепление и активизацию их словаря, развитие его смысловой стороны. Использовала такие методы как рассматривание игрушек, картинок, дидактические игры и художественное слово.
Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети добыли в жизни опытным путём. Для развития словаря я использовала различные категории игрушек: животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда. В содержании работы по теме «Кто живет в лесу» предлагала детям рассмотреть игрушки лесных животных: волк, лисичка, зайка. В теме «Большие и маленькие» предлагалось рассмотреть игрушки детенышей животных и птиц, а в теме «В гостях у бабушки Арины» дети самостоятельно обследовали муляжи овощей и фруктов. Использование, сделанных мной макетов «Бабушкин дворик», «Кто в лесу живёт», «Что растет на грядке» и других позволяет закреплять и активизировать словарь детей в непосредственной деятельности с игрушками и силуэтами.
Большую ценность я придаю использованию дидактической кукле предложенной Е. И. Тихеевой. Дидактическая игра «Оденем куклу Машу на прогулку» в разное время года, является средством закрепления и активизации словаря детей. Речь детей пополнялась словами, обозначающими предметы одежды, и обогащалась введением в лексику таких слов как : надеть, застегнуть, завязать.
Словарные игры я проводила с игрушками, предметами, картинками. Организуя эти игры, я не вводила новые слова, а главным образом активизировала имеющийся запас слов. Детям предлагались новые игры лото, парные картинки, пазлы из двух частей по тематике «Лесные и домашние животные», «Фрукты, овощи, ягоды» «Мамы и малыши». В этих играх ребёнок попадал в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях.
Рассматривание картин знакомого содержания я всегда сопровождаю беседой, активизирующей накопленный ранее словарь. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи. При рассматривании картин из серии «Домашние и дикие животные» я задавала вопросы помогающие детям увидеть и назвать различия между животными: «Что есть у котенка? (усы, круглая мордочка, пушистые лапки, коготки-царапки); «Что есть у щенка?» (вытянутая мордочка, нет усов, висячие ушки и хвостик закорючка).
Во время организации совместного рассматривания картин с подгруппой детей очень эффективно использовалось игровое упражнение «У меня зазвонил телефон», которое способствует пополнению словарного запаса. Разговаривая с ребёнком от своего имени, задавала простые вопросы, стимулирующие его словесную активность : «Что делает хозяин в конюшне?», «Что Маша делает на грядке?» Я так же вела разговор и от имени животных, игрушек «Кошечка просит «Покорми меня», гусь говорит, что хочет поплавать».
Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития осуществляем в беседах и консультациях. Для организации работы с родителями по повышению их педагогической грамотности, мною были использованы разнообразные формы работы:
- Анкета для родителей на тему «Речь моего ребенка»
Цель: выявление интереса и знаний родителей в вопросах речевого развития детей.
- Консультации для родителей на тему «Развитие речи дошкольника 3-го года жизни», «Значение игр и игровых упражнений для развития словаря малышей»
Цель: Направление родителей на создание условий в семье для развития речи и активизации словаря детей третьего жизни.
- Рекомендации на темы «Правила общения и развития речи ребенка третьего года жизни», «Изучаем тему – расширяем и активизируем словарь ребёнка».
Цель: Формировать знания родителей о значении развитии словаря для активной речи детей.
- Буклет-памятка «Игры и упражнения для развития активного словаря малыша»
Цель: получение родителями практических знаний развития словаря у ребенка раннего возраста.
- Родительское собрание на тему «Мы – говорим правильно!»
Цель: Расширение знаний родителей о развитии активного словаря у детей 3-го жизни.
Подводя итоги своей деятельности, я могу сделать вывод о том, что в течение учебного года у ребят произошли изменения в активном словаре, у большинства даже очень существенные. Дети не только понимают речь взрослых, знают названия окружающих предметов, явлений, игрушек, но и стремятся к общению со взрослыми. Большинство детей владеют речью, могут обратиться с вопросом и просьбой, пересказывают сказки, рассказывают потешки, стихи.
Для создания своего опыта я использовала методическую литературу, перечень которой представлен ниже:
- Арушанова А. Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 2-3 лет.
Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2016.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей : Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1981.
- Зворыгина Е. В. и др., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. ; Под ред. Новоселовой С. Л. – 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985.
- Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Истоки. Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. – М. : ТЦ Сфера, 2015г
- Ушакова О. С. и др. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада. Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Изд-во «Совершенство», 2001.
- ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17.10.2013 Минобрнауки РФ)