Оксана Гуськова
Практико-ориентированный социально-значимый проект по организации инклюзивной среды «Мир один на всех…»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт (информационная карта) проекта
Актуальность проекта
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Публикация «Практико-ориентированный социально-значимый проект по организации инклюзивной среды „Мир один на всех…“» размещена в разделах
Создание инклюзивных детских садов гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей, а также их родителей.
Тип проекта Практико-ориентированный, социально-значимый
По характеру координации Открытый
По длительности Долгосрочный
Участники проекта Воспитанники ДОУ (в том числе дети с ОВЗ, педагоги ДОУ, родители
Цель проекта создание условий для получения образования по основной образовательной программе с учетом индивидуально-образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами на базе детского сада
Задачи проекта 1. Создавать условия социокультурной среды общения детей и взрослых, способствующей социализации личности;
2. Содействовать развитию толерантности у детей и их родителей;
3. Обеспечивать научно-методическое, материально-техническое сопровождение данного направления в деятельности ДОУ;
4. Формировать систему поддержки важных социальных функций семьи.
Адресная направленность Субъекты образовательного процесса МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок»
Продолжительность, сроки реализации 1 год, 2019-2020учебный год
Этапы реализации I этап – организационный - 01.09.2019г. – 15.09.2019г.
II этап – практический (реализация) - 16.09. 2019г. – 15.05.2020г.
III этап – контрольно-диагностический - 16.05.2020г. -31.05.2020г.
Ожидаемые результаты
Дети:
- обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ, оптимальной адаптации их в социуме;
- двустороннее проявление заботы и взаимопомощи.
ДОУ:
- создание условий для эффективной работы по инклюзивному образованию детей с разными возможностями;
- становление имиджа ДОУ как методической лаборатории по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ.
Родители:
- повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.
Продукт деятельности (полученный результат)
1. Успешная социализация детей с ОВЗ;
2. Снижение тревожности, положительная динамика развития самосознания и самооценки детей.
3. Родители вовлечены в совместную деятельность.
4. У педагогов повысилась эффективность педагогической деятельности.
Пояснительная записка
Развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями – одна из важнейших проблем современного образования. Одним из таких подходов становится развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам дошкольного образовательного учреждения (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни ДОУ.
Данный проект рассчитан на внедрение инклюзивной модели образования.
Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными
возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-педагогического сопровождения воспитанников. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов ДОУ, в состав которой войдут администрация ДОУ, учитель-логопед, воспитатели возрастных групп.
Длительность проекта определяется медицинскими показаниями воспитанников, индивидуальной траекторией обучения.
Возможность работы по инклюзивному образованию в нашем ДОУ обусловлена:
1. Наличием условий развивающей предметно-пространственной среды и достаточной оснащенностью специальным оборудованием.
2. Положительным опытом реализации в МБДОУ разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.
3. Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.
4. Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.
Цель проекта : создание условий для получения образования по основной образовательной программе с учетом индивидуально-образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок» г. Мичуринска Тамбовской области.
Задачи:
1. Создавать условия социокультурной среды общения детей и взрослых, способствующей социализации личности;
2. Содействовать развитию толерантности у детей и их родителей;
3. Обеспечивать научно-методическое, материально-техническое сопровождение данного направления в деятельности ДОУ;
4. Формировать систему поддержки важных социальных функций семьи.
Подзадачи:
В работе с семьей:
1. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
3. Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
4. Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:
1. Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по проблеме.
2. Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
3. Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.
Индикаторы результативности:
1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы)
2. Результаты диагностики:
2.1. развития детей,
2.2. уровня детско-родительских отношений,
2.3. личностного развития родителей и педагогов (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности).
3. Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов).
4. Устойчивый спрос родителей на услуги ДОУ, повышение рейтинга учреждения.
Основные принципы работы в рамках проекта :
1. Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса - в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.
2. Принцип дифференцированной помощи - необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.
3. Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.
4. Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.
5. Принцип наличия обратной связи.
6. Принцип уважения и признания партнеров.
7. Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
8. Принципы инклюзивного образования :
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Деятельность в рамках проекта :
Целевую группу составляют воспитанника ДОУ с особыми образовательными потребностями, их родители. Для успеха деятельности в данном направлении важно использовать системный подход, выделяя направления, структурирующие модель инклюзивного образования :
1. Социально-педагогическое направление;
2. Программно-структурное направление;
3. Содержательное направление;
4. Кадровое направление.
В реализации проекта принимают участие сотрудники ДОУ, составляющие педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов) :
№п/п ФИО Должность Роль в проекте
1 Попова Н. А. Заведующий руководитель: организует работу по реализации проекта, подбирает специалистов, контролирует текущую работу специалистов,
составляет отчеты по реализации проекта
2 Митрохина Т. А. Старший воспитатель координатор: координирует действия специалистов, осуществляет сбор и анализ информации об образовательном процессе в рамках проекта, осуществляет научно-методическое руководство реализацией проекта
3 Богданова О. А. Заместитель заведующего консультант: консультирует педагогов и родителей, осуществляет сбор и анализ информации об альтернативных программах инклюзивного образования
4 Гуськова О. П. воспитатель консультант: консультирует родителей и специалистов о содержании и методах педагогического процесса
5 Мойса Т. К. учитель-логопед консультант: консультирует и обучает родителей и специалистов о ходе и методах речевого развития дошкольников
Система взаимодействия членов рабочей группы определяется следующей целью и методами работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в следующей таблице:
Участник Цель деятельность Методы работы
Администрация Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей
-Собеседование, интервью;
-Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта;
-Организация научно-методических семинаров, работы мастер-класса, наставничества;
-Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме.
Методическая служба -Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем профессиональной деятельности;
- Проектирование и реализация педагогического сопровождения развития детей инклюзивной группы. -Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей;
-Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме;
-Информирование о научно-теоретической и методической литературе по проблеме;
-Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов.
Психологическая служба Повышение психологической компетентности педагогов и родителей
-Психологический анализ педагогической деятельности;
-Психологическая диагностика развития детей, тестирование педагогов и родителей;
-Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций, совместных занятий.
Педагоги Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме.
-Самоанализ педагогической деятельности;
-Участие в семинарах, конференциях, методической работе ДОУ по проблеме;
-Работа по самообразованию.
SMART-анализ условий, имеющихся в ДОУ для инклюзивного образования детей
Условия Сильные стороны Слабые стороны Пути решения
Материально-технические 1. Наличие в ДОУ кабинетов
(психолога, изодеятельности, залов (музыкальный, физкультурный, медицинского блока;
2. Наличие в ДОУ специального коррекционного оборудования;
3. Оснащенность групп коррекционным и развивающим оборудованием, играми, пособиями и т. д. 1. Недостаточная оснащенность специальным оборудованием. для детей раннего возраста. 1. Приобретение специального оборудования, в том числе для детей раннего возраста;
2. Использование нестандартного оборудования.
Кадровые 1. Наличие в ДОУ специалистов:
- учителей-логопедов,
- инструктора ФК,
- воспитателя ИЗО;
2. Высокий профессиональный уровень педагогов:
I кв. категория -82 %,
Высшая кв. категория - 18 %,
Высшее образование - 100 %. 1. Сокращение ставок педагога-психолога и специалистов;
2. Увеличение нагрузки на педагогов за счет обязанностей, не входящих в должностные.
1. Скорректировать должностные инструкции;
2. Пересмотреть график работы специалистов с целью более рационального использования рабочего времени
(с 12 до 15 часов).
Научно-методические 1. Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми;
2. Успешно реализуются разные формы интеграции;
3. Разработана система диагностики развития детей с ограниченными возможностями;
4. Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников. 1. Отсутствие стандартов специального образования;
2. Отсутствие коррекционно-развивающих программ для детей. 1. Разработать индивидуальные программы развития детей.
Финансово-экономические 1. В связи с введением новой системы оплаты труда сокращены ставки учителей-дефектологов, педагога-психолога. 1. Необходимо дополнительное финансирование из муниципального бюджета.
Стратегия достижения поставленной цели
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация ДОУ в рамках внутрисадовского контроля и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на педагогических советах (два раза в год, заседаниях инициативной группы.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа.
Реализация проекта
Наименование мероприятия Срок проведения Ответственные
1. Нормативно - правовое обеспечение
1.1. Разработка локальных актов:
- внесение дополнений в положение об инклюзивном образовании;
- уточнение требований к рабочим программам и программам дополнительного образования;
- корректировка должностных инструкции специалистов, реализующих инклюзивное образование;
- заключение договоров с учреждениями, оказывающими помощь детям с ОВЗ. Сентябрь 2019 заведующий
Финансовое обеспечение
2.1. Совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. В течение времени реализации проекта заведующий
Кадровое обеспечение
3.1. Повышение квалификации педагогов ДОУ по интегрированному обучению. В течение времени реализации проекта
Заместитель заведующего
3.2. Создание системы научно– методического сопровождения педагогов:
• проведение обучающих и тематических семинаров по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей–инвалидов в ДОУ;
• проведение мастер-классов по организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ в условиях инклюзивного образования;
• участие в научно–практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации инклюзивного образования детей с ОВЗ;
• изучение опыта работы других дошкольных образовательных учреждений по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.
4. Методическое обеспечение
4.1. Разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В течение времени реализации проекта Заместитель заведующего
4.2. Совершенствование содержания и технологий воспитания и образования детей с ОВЗ.
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
5.1. Приобретение мебели, игрового и технического оборудования. В течение времени реализации проекта заведующий
5.2. Обеспечение учебниками, методическими и дидактическими пособиями.
5.3. Введение элементов безбарьерной среды
6. Информационное обеспечение
6.1. Создание раздела об инклюзивном обучении детей с ОВЗ, детей – инвалидов на сайте ДОУ, размещение публикаций по данному опыту работы на сайте ДОУ. В течение времени реализации проекта заведующий
6.2 Укрепление социального партнёрства; работа с общественностью.
7. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
7.1. Внедрение системы сопровождения детей с ОВЗ. В течение времени реализации проекта Заместитель заведующего, учитель-логопед
7.2. Организация тьюторского сопровождение детей с ОВЗ.
7.3. Комплексная диагностика детей с ОВЗ с целью определения вида интеграции в образовательное пространство.
7.4. Создание системы мониторинга и учета детей с ОВЗ. В течение времени реализации проекта
Заместитель заведующего
7.5. Разработка индивидуальных коррекционно – образовательных маршрутов, методических требований к созданию условий для включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду.
7.6. Разработка методических рекомендаций к составлению индивидуальных образовательных программ и учету ЗУН обучающихся из числа детей с ОВЗ.
8. Создание толерантной среды в ОУ
8.1. Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Сентябрь 2019 Заместитель заведующего
8.2. Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования
В течение времени реализации проекта Заместитель заведующего
8.3. Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Люди так не делятся…». Конкурс рисунков «Мир один на всех…». В течение времени реализации проекта Воспитатель
8.4. Работа с родителями:
- Организация работы родительского лектория в ДОУ, целью которого является формирование установок, определяющих специфику отношений в коллективе в условиях инклюзивного образования. В течение времени реализации проекта
Воспитатель
8.5. Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ:
- с родителями детей-инвалидов;
- педагогами ДОУ;
- воспитанниками ДОУ. В течение времени реализации проекта
Учитель-логопед
8.6. Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. В течение времени реализации проекта Воспитатель
9. Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ
9.1. Организация обучения родителей методикам и технологиям корреционно-реабилитационной работы с детьми ОВЗ, детьми – инвалидами. В течение времени реализации проекта Учитель-логопед
9.2. Организация и проведение родительских собраний, в том числе с отделом социальной защиты населения по вопросам инклюзии. В течение времени реализации проекта
Заместитель заведующего
9.3. Организация и проведение круглых столов по вопросам охраны здоровья, правового просвещения в вопросах инклюзивного образования.
9.4. Родительские мастер-классы (по обмену опытом по вопросам адаптации детей с ОВЗ и детей инвалидов в образовательной среде ДОУ).
Практическая значимость результатов проекта
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного образовательного учреждения;
2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ;
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ,
максимально социализированных;
4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы со
здоровьем;
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;
6. Воспитанники ДОУ приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Перспективы дальнейшей работы по проекту связаны с возможностью внедрений научно-методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования в практику работы дошкольных образовательных учреждений города Мичуринска.
Работа в рамках проекта позволит создать общественное мнение о необходимости помощи детям, имеющим специальные образовательные потребности, для успешного включения их в образовательное пространство дошкольного учреждения.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов позволит совершенствовать работу по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях непрерывного дошкольного и начального школьного образования.
Вывод
Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с ОВЗ, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Включение данной категории воспитанников в единый коллектив ДОУ на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач. Создание в дошкольном образовательном учреждении инклюзивной образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности воспитанников. При этом дети находясь в группе общеразвивающей направленности принимают активное участие в жизни ДОУ в рамках плана его воспитательно-образовательной работы.
Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы воспитания и обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Мы всегда помним о том, что главное в нашей работе не навредить маленькому человеку, а научить быть уверенным в себе, смело шагать вперед и не бояться трудностей.
Информационные источники
1. Н. И. Гуткина. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., 1993.;
2. Дети с задержкой психического развития / В. И Лубовской, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени и др. /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М. : Педагогика, 1984.;
3.«Инклюзивное образование : вчера, сегодня и завтра». Брошюра по материалам конференции. - Самара, 2007.;
4. Н. Н. Малофеев. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы//Интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа https://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip;
5.«Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития» В. А. Демидова, методист отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»;
6. В. А. Поварницына. Воспитателю о развитии личности ребенка // Федеральная целевая программа «Дети-сироты». Курган, «Германия», 1995;
7. М. К. Попугаева. Как помочь ребёнку с задержкой психического развития. // Начальная школа. - 1998. - №5. – с. 94-96;
8. Специальная педагогика. /Под ред. Н. М. Назаровой. – М., Академ А, 2001.