Папки-передвижки

Практико-ориентированный социально-значимый проект по организации инклюзивной среды «Мир один на всех…»

Оксана Гуськова
Практико-ориентированный социально-значимый проект по организации инклюзивной среды «Мир один на всех…»

Паспорт (информационная карта) проекта

Актуальность проекта

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Публикация «Практико-ориентированный социально-значимый проект по организации инклюзивной среды „Мир один на всех…“» размещена в разделах

Создание инклюзивных детских садов гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей, а также их родителей.

Тип проекта Практико-ориентированный, социально-значимый

По характеру координации Открытый

По длительности Долгосрочный

Участники проекта Воспитанники ДОУ (в том числе дети с ОВЗ, педагоги ДОУ, родители

Цель проекта создание условий для получения образования по основной образовательной программе с учетом индивидуально-образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами на базе детского сада

Задачи проекта 1. Создавать условия социокультурной среды общения детей и взрослых, способствующей социализации личности;

2. Содействовать развитию толерантности у детей и их родителей;

3. Обеспечивать научно-методическое, материально-техническое сопровождение данного направления в деятельности ДОУ;

4. Формировать систему поддержки важных социальных функций семьи.

Адресная направленность Субъекты образовательного процесса МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок»

Продолжительность, сроки реализации 1 год, 2019-2020учебный год

Этапы реализации I этап – организационный - 01.09.2019г. – 15.09.2019г.

II этап – практический (реализация) - 16.09. 2019г. – 15.05.2020г.

III этап – контрольно-диагностический - 16.05.2020г. -31.05.2020г.

Ожидаемые результаты

Дети:

- обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ, оптимальной адаптации их в социуме;

- двустороннее проявление заботы и взаимопомощи.

ДОУ:

- создание условий для эффективной работы по инклюзивному образованию детей с разными возможностями;

- становление имиджа ДОУ как методической лаборатории по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ.

Родители:

- повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.

Продукт деятельности (полученный результат)

1. Успешная социализация детей с ОВЗ;

2. Снижение тревожности, положительная динамика развития самосознания и самооценки детей.

3. Родители вовлечены в совместную деятельность.

4. У педагогов повысилась эффективность педагогической деятельности.

Пояснительная записка

Развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями – одна из важнейших проблем современного образования. Одним из таких подходов становится развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам дошкольного образовательного учреждения (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни ДОУ.

Данный проект рассчитан на внедрение инклюзивной модели образования.

Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными

возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-педагогического сопровождения воспитанников. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов ДОУ, в состав которой войдут администрация ДОУ, учитель-логопед, воспитатели возрастных групп.

Длительность проекта определяется медицинскими показаниями воспитанников, индивидуальной траекторией обучения.

Возможность работы по инклюзивному образованию в нашем ДОУ обусловлена:

1. Наличием условий развивающей предметно-пространственной среды и достаточной оснащенностью специальным оборудованием.

2. Положительным опытом реализации в МБДОУ разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.

3. Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.

4. Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

Цель проекта : создание условий для получения образования по основной образовательной программе с учетом индивидуально-образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок» г. Мичуринска Тамбовской области.

Задачи:

1. Создавать условия социокультурной среды общения детей и взрослых, способствующей социализации личности;

2. Содействовать развитию толерантности у детей и их родителей;

3. Обеспечивать научно-методическое, материально-техническое сопровождение данного направления в деятельности ДОУ;

4. Формировать систему поддержки важных социальных функций семьи.

Подзадачи:

В работе с семьей:

1. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;

2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.

3. Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.

4. Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

В работе с педагогами:

1. Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по проблеме.

2. Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.

3. Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.

Индикаторы результативности:

1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы)

2. Результаты диагностики:

2.1. развития детей,

2.2. уровня детско-родительских отношений,

2.3. личностного развития родителей и педагогов (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности).

3. Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов).

4. Устойчивый спрос родителей на услуги ДОУ, повышение рейтинга учреждения.

Основные принципы работы в рамках проекта :

1. Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса - в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.

2. Принцип дифференцированной помощи - необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.

3. Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.

4. Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.

5. Принцип наличия обратной связи.

6. Принцип уважения и признания партнеров.

7. Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.

8. Принципы инклюзивного образования :

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- Каждый человек способен чувствовать и думать;

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- Все люди нуждаются друг в друге;

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- Для всех обучающихся достижение прогресса;

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Деятельность в рамках проекта :

Целевую группу составляют воспитанника ДОУ с особыми образовательными потребностями, их родители. Для успеха деятельности в данном направлении важно использовать системный подход, выделяя направления, структурирующие модель инклюзивного образования :

1. Социально-педагогическое направление;

2. Программно-структурное направление;

3. Содержательное направление;

4. Кадровое направление.

В реализации проекта принимают участие сотрудники ДОУ, составляющие педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов) :

№п/п ФИО Должность Роль в проекте

1 Попова Н. А. Заведующий руководитель: организует работу по реализации проекта, подбирает специалистов, контролирует текущую работу специалистов,

составляет отчеты по реализации проекта

2 Митрохина Т. А. Старший воспитатель координатор: координирует действия специалистов, осуществляет сбор и анализ информации об образовательном процессе в рамках проекта, осуществляет научно-методическое руководство реализацией проекта

3 Богданова О. А. Заместитель заведующего консультант: консультирует педагогов и родителей, осуществляет сбор и анализ информации об альтернативных программах инклюзивного образования

4 Гуськова О. П. воспитатель консультант: консультирует родителей и специалистов о содержании и методах педагогического процесса

5 Мойса Т. К. учитель-логопед консультант: консультирует и обучает родителей и специалистов о ходе и методах речевого развития дошкольников

Система взаимодействия членов рабочей группы определяется следующей целью и методами работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в следующей таблице:

Участник Цель деятельность Методы работы

Администрация Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей

-Собеседование, интервью;

-Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта;

-Организация научно-методических семинаров, работы мастер-класса, наставничества;

-Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме.

Методическая служба -Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем профессиональной деятельности;

- Проектирование и реализация педагогического сопровождения развития детей инклюзивной группы. -Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей;

-Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме;

-Информирование о научно-теоретической и методической литературе по проблеме;

-Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов.

Психологическая служба Повышение психологической компетентности педагогов и родителей

-Психологический анализ педагогической деятельности;

-Психологическая диагностика развития детей, тестирование педагогов и родителей;

-Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций, совместных занятий.

Педагоги Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме.

-Самоанализ педагогической деятельности;

-Участие в семинарах, конференциях, методической работе ДОУ по проблеме;

-Работа по самообразованию.

SMART-анализ условий, имеющихся в ДОУ для инклюзивного образования детей

Условия Сильные стороны Слабые стороны Пути решения

Материально-технические 1. Наличие в ДОУ кабинетов

(психолога, изодеятельности, залов (музыкальный, физкультурный, медицинского блока;

2. Наличие в ДОУ специального коррекционного оборудования;

3. Оснащенность групп коррекционным и развивающим оборудованием, играми, пособиями и т. д. 1. Недостаточная оснащенность специальным оборудованием. для детей раннего возраста. 1. Приобретение специального оборудования, в том числе для детей раннего возраста;

2. Использование нестандартного оборудования.

Кадровые 1. Наличие в ДОУ специалистов:

- учителей-логопедов,

- инструктора ФК,

- воспитателя ИЗО;

2. Высокий профессиональный уровень педагогов:

I кв. категория -82 %,

Высшая кв. категория - 18 %,

Высшее образование - 100 %. 1. Сокращение ставок педагога-психолога и специалистов;

2. Увеличение нагрузки на педагогов за счет обязанностей, не входящих в должностные.

1. Скорректировать должностные инструкции;

2. Пересмотреть график работы специалистов с целью более рационального использования рабочего времени

(с 12 до 15 часов).

Научно-методические 1. Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми;

2. Успешно реализуются разные формы интеграции;

3. Разработана система диагностики развития детей с ограниченными возможностями;

4. Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников. 1. Отсутствие стандартов специального образования;

2. Отсутствие коррекционно-развивающих программ для детей. 1. Разработать индивидуальные программы развития детей.

Финансово-экономические 1. В связи с введением новой системы оплаты труда сокращены ставки учителей-дефектологов, педагога-психолога. 1. Необходимо дополнительное финансирование из муниципального бюджета.

Стратегия достижения поставленной цели

Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация ДОУ в рамках внутрисадовского контроля и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на педагогических советах (два раза в год, заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа.

Реализация проекта

Наименование мероприятия Срок проведения Ответственные

1. Нормативно - правовое обеспечение

1.1. Разработка локальных актов:

- внесение дополнений в положение об инклюзивном образовании;

- уточнение требований к рабочим программам и программам дополнительного образования;

- корректировка должностных инструкции специалистов, реализующих инклюзивное образование;

- заключение договоров с учреждениями, оказывающими помощь детям с ОВЗ. Сентябрь 2019 заведующий

Финансовое обеспечение

2.1. Совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. В течение времени реализации проекта заведующий

Кадровое обеспечение

3.1. Повышение квалификации педагогов ДОУ по интегрированному обучению. В течение времени реализации проекта

Заместитель заведующего

3.2. Создание системы научно– методического сопровождения педагогов:

• проведение обучающих и тематических семинаров по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей–инвалидов в ДОУ;

• проведение мастер-классов по организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ в условиях инклюзивного образования;

• участие в научно–практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации инклюзивного образования детей с ОВЗ;

• изучение опыта работы других дошкольных образовательных учреждений по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

4. Методическое обеспечение

4.1. Разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В течение времени реализации проекта Заместитель заведующего

4.2. Совершенствование содержания и технологий воспитания и образования детей с ОВЗ.

5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

5.1. Приобретение мебели, игрового и технического оборудования. В течение времени реализации проекта заведующий

5.2. Обеспечение учебниками, методическими и дидактическими пособиями.

5.3. Введение элементов безбарьерной среды

6. Информационное обеспечение

6.1. Создание раздела об инклюзивном обучении детей с ОВЗ, детей – инвалидов на сайте ДОУ, размещение публикаций по данному опыту работы на сайте ДОУ. В течение времени реализации проекта заведующий

6.2 Укрепление социального партнёрства; работа с общественностью.

7. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

7.1. Внедрение системы сопровождения детей с ОВЗ. В течение времени реализации проекта Заместитель заведующего, учитель-логопед

7.2. Организация тьюторского сопровождение детей с ОВЗ.

7.3. Комплексная диагностика детей с ОВЗ с целью определения вида интеграции в образовательное пространство.

7.4. Создание системы мониторинга и учета детей с ОВЗ. В течение времени реализации проекта

Заместитель заведующего

7.5. Разработка индивидуальных коррекционно – образовательных маршрутов, методических требований к созданию условий для включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду.

7.6. Разработка методических рекомендаций к составлению индивидуальных образовательных программ и учету ЗУН обучающихся из числа детей с ОВЗ.

8. Создание толерантной среды в ОУ

8.1. Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Сентябрь 2019 Заместитель заведующего

8.2. Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования

В течение времени реализации проекта Заместитель заведующего

8.3. Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Люди так не делятся…». Конкурс рисунков «Мир один на всех…». В течение времени реализации проекта Воспитатель

8.4. Работа с родителями:

- Организация работы родительского лектория в ДОУ, целью которого является формирование установок, определяющих специфику отношений в коллективе в условиях инклюзивного образования. В течение времени реализации проекта

Воспитатель

8.5. Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ:

- с родителями детей-инвалидов;

- педагогами ДОУ;

- воспитанниками ДОУ. В течение времени реализации проекта

Учитель-логопед

8.6. Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. В течение времени реализации проекта Воспитатель

9. Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ

9.1. Организация обучения родителей методикам и технологиям корреционно-реабилитационной работы с детьми ОВЗ, детьми – инвалидами. В течение времени реализации проекта Учитель-логопед

9.2. Организация и проведение родительских собраний, в том числе с отделом социальной защиты населения по вопросам инклюзии. В течение времени реализации проекта

Заместитель заведующего

9.3. Организация и проведение круглых столов по вопросам охраны здоровья, правового просвещения в вопросах инклюзивного образования.

9.4. Родительские мастер-классы (по обмену опытом по вопросам адаптации детей с ОВЗ и детей инвалидов в образовательной среде ДОУ).

Практическая значимость результатов проекта

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного образовательного учреждения;

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ;

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ,

максимально социализированных;

4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы со

здоровьем;

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;

6. Воспитанники ДОУ приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Перспективы дальнейшей работы по проекту связаны с возможностью внедрений научно-методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования в практику работы дошкольных образовательных учреждений города Мичуринска.

Работа в рамках проекта позволит создать общественное мнение о необходимости помощи детям, имеющим специальные образовательные потребности, для успешного включения их в образовательное пространство дошкольного учреждения.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов позволит совершенствовать работу по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях непрерывного дошкольного и начального школьного образования.

Вывод

Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с ОВЗ, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Включение данной категории воспитанников в единый коллектив ДОУ на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач. Создание в дошкольном образовательном учреждении инклюзивной образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности воспитанников. При этом дети находясь в группе общеразвивающей направленности принимают активное участие в жизни ДОУ в рамках плана его воспитательно-образовательной работы.

Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы воспитания и обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Мы всегда помним о том, что главное в нашей работе не навредить маленькому человеку, а научить быть уверенным в себе, смело шагать вперед и не бояться трудностей.

Информационные источники

1. Н. И. Гуткина. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., 1993.;

2. Дети с задержкой психического развития / В. И Лубовской, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени и др. /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М. : Педагогика, 1984.;

3.«Инклюзивное образование : вчера, сегодня и завтра». Брошюра по материалам конференции. - Самара, 2007.;

4. Н. Н. Малофеев. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы//Интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа https://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip;

5.«Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития» В. А. Демидова, методист отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»;

6. В. А. Поварницына. Воспитателю о развитии личности ребенка // Федеральная целевая программа «Дети-сироты». Курган, «Германия», 1995;

7. М. К. Попугаева. Как помочь ребёнку с задержкой психического развития. // Начальная школа. - 1998. - №5. – с. 94-96;

8. Специальная педагогика. /Под ред. Н. М. Назаровой. – М., Академ А, 2001.

Публикации по теме:

Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика»Информационно-практико-ориентированный проект «Цена крошки хлеба — велика» Педагоги МБДОУ детского сада №7 и родительский духовный клуб "Свет Добра" поддержали проект Всероссийского общественного движения "Матери.

Информационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста Вид проекта: творческий, долгосрочный, информационно-практико-ориентированный. Возраст и состав участников: дети и родители подготовительной.

Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана»Информационно-практико-ориентированный проект «Моя малая Родина — Палана» Информационно-практико-ориентированный проект. «Моя малая Родина- Палана» Воспитатели: Кусярбаева Нургуль Фатиховна Михайлова Гульчачак.

Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы»Информационный практико-ориентированный проект «Рыбы» Батяева Анастасия Владимировна Цель проект: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений,.

Информационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста Цель проекта: развивать элементарные представления о планете Земля. Задачи проекта: 1. Познакомить с разнообразием растительного и животного.

Практико-ориентированный проект «Наши куклы»Практико-ориентированный проект «Наши куклы» Практико-ориенированный проект: «Наши куклы» Автор: Прасолова Галина Леонидовна-воспитатель 1 категории. Цель: Создать условия для изготовления.

Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек»Практико-ориентированный, творческий проект «Загадочный мир застёжек» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКДОУ «Кирсановский детский сад». Практически вся одежда и обувь человека застёгивается.

Практико-значимый проект «Прогулки по дням творения. Прогулка вторая. Небо»Практико-значимый проект «Прогулки по дням творения. Прогулка вторая. Небо» ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Прогулки по дням творения. Прогулка вторая. Небо» для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту.

Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа)Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа) Иванова Елена Владимировна Проект «Хлеб – всему голова!» Старшая группа (Приобщение детей дошкольного возраста и взрослых к бережному отношению.

Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга»Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга» Проект «Красная книга» «. Красная книга – это крик растений и животных о помощи, озвученный языком человека…» Тип проекта: По доминирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практико-ориентированный социально-значимый проект по организации инклюзивной среды «Мир один на всех…»
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 23:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД