Елена Иванова
Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа)
Иванова Елена Владимировна
Проект «Хлеб – всему голова!» Старшая группа
(Приобщение детей дошкольного возраста и взрослых к бережному отношению к хлебу)
Проблема: В настоящее время многие дети относятся к хлебу как к обыденному продукту питания, небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Поэтому возникла необходимость обратить внимание детей и их родителей на то, какую роль в жизни предков и в настоящее время несёт ценность хлеба.
Публикация «Информационно-практико-ориентированный проект „Хлеб — всему голова!“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Тип проекта : информационно – практическо - ориентированный
Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель,
родители, дети старшей группы.
Сроки реализации проекта : 1 месяц
Актуальность
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. Изменяется жизнь, а хлеб остается самой большой ценностью. Хлеб - это жизнь!
О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе стоит на почетном месте. Принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать. Дорогих гостей на Руси встречают хлебом–солью. Однако не каждый ребёнок, и даже взрослый знает о смысловой ценности хлеба в жизни предков и в настоящее время. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Цель проекта : Совместная подготовка и проведение праздника «Хлеб – всему голова!» с чаепитием и домашней выпечкой для формирования у детей старшего дошкольного возраста представления о ценности хлеба в жизни человека.
Задачи проекта :
• Подобрать материал для реализации проекта.
• Раздать информационные буклеты родителям о предстоящем проекте.
• Познакомить с народной песней - балладой, с творчеством русских художников, писателей и поэтов – классиков, обращавшихся в своём творчестве к теме хлеба.
• Разучить с детьми стихотворения, загадки, песни, музыкально – ритмические композиции, пословицы и поговорки по тематике проекта.
• Организовать совместную выставку рисунков «Тёплый хлеб».
• Изготовление лепбука «Хлеб-всему голова»
• Организовать совместный праздник «Хлеб – всему голова!» (родители - дети – педагоги) и посиделки с домашней выпечкой.
• Познакомить с профессиями людей, которые растят и пекут хле
• Проанализировать результаты реализации проекта с позиции духовно – нравственного воспитания ребёнка.
Ожидаемые результаты:
• Понимание детьми и родителями ценности хлеба.
• Успешное проведение праздника «Хлеб – всему голова!».
• Оформление выставка рисунков «Тёплый хлеб»
• Активное и осознанное участие детей и родителей в запланированных мероприятиях.
• Выпечка хлебобулочных изделий детей, совместно с родителями.
• Повышение социальной компетентности дошкольников.
Возможные риски и пути их преодоления:
Риски Пути их преодоления
Малая заинтересованность, высокая занятость и низкая активность родителей.
• Педагогически грамотный индивидуальный подход к каждой семье.
• Педагогическое просвещение родителей.
Ресурсы:
Информационные :
- художественные произведения, соответствующие возрасту детей:
– Я. Аким «Пшеница», В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Е. Житникова «От зёрнышка до булочки», П. Коганов «Хлеб – наше богатство»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый…»; В. Ремизов «Хлебный голос»; Е. Русаков «Черный хлеб», «Ржаной колос»; В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; К. Ушинский «Хлеб»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба». Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок». Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
- МР3 запись русской народной песни «Баллада о хлебе»
Материально - технические: музыкальный центр, компьютер, мультимедийное оборудование, принтер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Методы:
• словесные (беседа, рассказ, чтение художественной литературы, дискуссия и т. д.);
• практические (упражнения, элементарные опыты и т. д.);
• наглядные (демонстрация наглядных пособий, рассматривание и т. д.)
Формы:
• творческий опрос родителей
• организованная деятельность
• экскурсии
• тематический праздник
Этапы реализации проекта
1этап.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Изучение методической и художественной литературы. Подбор музыкального репертуара, репродукций картин, литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям детей. Разработка проекта, составление плана работы.
2. Беседа, творческий опрос родителей.
3. Групповая консультация для родителей воспитанников о целях и задачах внедряемого проекта.
2этап
ОСНОВНОЙ
1. Дидактическое и методическое оснащение проекта.
2. Мероприятия по реализации проекта с воспитанниками, родителями, специалистами (организованная деятельность; целевые экскурсии; продуктивная деятельность: рисунки детей и их родителей на тему «Тёплый хлеб», изготовление выпечки из теста. Вязание хлебобулочных изделий. Изготовление колосков для танцев. Пошив мешочков для игры «Успей собрать урожай».
3 этап
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Проведение совместного праздника «Хлеб – всему голова!» для воспитанников и их родителей с чаепитием и домашней выпечкой.
2. Презентация выставки совместных рисунков воспитанников и их родителей «Тёплый хлеб».
3. Выпечка детей и родителей хлебобулочных изделий.
4. Фотоотчёты.