Людмила Каташева
Практический семинар для родителей «Наши пальчики играют»
▼ Скачать + Заказать документы
Практический семинар для родителей
«Наши пальчики играют»
(вторая младшая группа)[/i]
Цель: формирование компетентной педагогической позиции родителей посредством вовлечения их в практическую деятельность.
Задачи:
1. Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков;
2. Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома;
Публикация «Практический семинар для родителей „Наши пальчики играют“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Вызывать у родителей позитивное отношение к детскому саду.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка; электронная презентация; игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей, изготовленные из подручных материалов; выставка литературы по теме.
Раздаточный материал: буклеты-памятки для родителей «Наши пальчики играют»; на каждом столе на подносы выложены пробки от пластиковых бутылок, бигуди-липучки, смятая бумага, сосновые шишки; для практической работы с детьми – шаблоны парусника на картоне, манная крупа, кукурузная крупа, пакетированный чай, клей ПВА, кисти для клея.
Ход мероприятия
1. Введение
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о разных способах развития мелкой моторики у детей.
Напомню, что мелкая (или тонкая) моторика рук – это согласованные точные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится хватать предмет, затем появляются навыки перекладывания из руки в руку и так далее идёт постепенное развитие руки и пальцев.
Как Вы считаете, нужно ли специально заниматься развитием мелкой моторики? Занимаетесь ли Вы с ребёнком в этом направлении? (Обмен мнениями).
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи придают все большее значение. Почему же такое внимание к этой проблеме? Оказывается, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, на игрушке достаточно нажать кнопку и она заиграет, запоёт). Детям негде применить разнообразные движения пальчиков. Сейчас маме не нужна помощь, чтобы перебирать крупу или отжимать платочки, даже жидкое мыло появляется после легкого надавливания на флакон. В связи с этим у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание: неумело держат ложку, карандаш, им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, мозаику, некоторые дети отказываются от лепки и аппликации. Это происходит не от того, что дети ленивы, а потому, что мышцы руки слабы, не развиты, наступает быстрая мышечная усталость. Также наблюдается отставание и в развитии речи детей.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Специалисты утверждают, что речевые области активизируются под воздействием импульсов от пальцев рук. Функция руки и речь развиваются параллельно. От того, насколько у ребенка развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем его подготовленность к обучению в школе.
Возраст от 2-4 лет – наиболее благоприятный период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, речи, накоплений представлений об окружающем мире. Наша задача – не пропустить этот период.
Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, пальчиковые игры, многообразие дидактических игр, игры с песком и водой, различная продуктивная творческая деятельность.
Вы можете сказать, что дома достаточно специальных игр и у телевизора ребёнок не просиживает, а результата не видно. Оказывается, важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а то, какие упражнения и как проводятся с малышом. И поэтому либо будет результат таких игр и упражнений, либо его не будет! И зависит это от того, задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх для развития мелкой моторики моторное планирование.
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые совершаются привычным способом. Моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Именно оно обеспечивает развивающее действие упражнений.
На некоторых способах и приёмах развития детских пальчиков мы сегодня остановимся.
2. Практическое знакомство с приёмами развития мелкой моторики
Хочу отметить, что игры с пальчиками не всегда требуют специальной подготовки. Играть можно, пока едете в машине, сидя с ребёнком на заднем сидении, пока ждёте своей очереди в поликлинике.
Массаж
Начинать следует с массажа пальчиков. Ни для кого не секрет, что на кистях рук расположено множество активных точек, воздействуя на которые, можно регулировать работу разных внутренних органов.
Вспомните, наверняка, все без исключения играли с детьми в «Сороку-белобоку», а это ничто иное, как элементарный массаж детской ручки.
Массировать следует от кончиков пальцев к основанию, от периферии к центру ладони. Чтобы занятие это было увлекательным для ребёнка, сопровождать массирующие движения можно короткими стихотворениями:
(массируем каждый пальчик от кончика к основанию)
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
(массируем ладошку)
Птичка-птичка,
(водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка
(сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания или покалывания)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Даже если вам кажется, что детки уже выросли из таких потешек, уверяю, что детям будет очень приятно мамино и папино внимание.
Мы с детьми осваиваем в группе приёмы самомассажа различными предметами: грецкими орехами, шестигранными карандашами, фасолью (в сухом бассейне, шишками. Один из приёмов мы вам сегодня покажем.
Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями. Предложить показать игры.).
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному, начиная с больших,
одновременно на обеих руках)
Мы во двор пошли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлеб» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли.
(движения воображаемой ложкой, руки под щёку)
Можно поиграть в зоопарк. Изображать с помощью рук вместе с ребёнком разных животных: зайчика, козу, улитку, ёжика, собаку, птицу.
Мы с вами познакомились только с несколькими играми, а их великое множество. При выборе пальчиковых игр вы можете воспользоваться материалом, который находится в нашем информационном уголке.
Игры с предметами.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук, но они не дёшевы. В домашних условиях можно организовать такие игры с помощью предметов, которые есть под рукой.
Игры с крупами
«Ищем клад» - высыпьте в кастрюлю пачку крупы (пшено, горох, перловку, фасоль) и закапайте в ней маленькие предметы. Попросите ребёнка найти их.
«Сеем» - для игры потребуется манная крупа, ситечко. Манную крупу можно смешать с фасолью. Просеивая манку, ребенок должен выбрать всю фасоль.
«Золушка» - сортируем макароны и фасоль.
Для этого насыпаем в большую емкость несколько видов макарон и бобовых, а затем просим малыша их отсортировать и разложить в отдельные коробочки.
Конечно, необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь или не засунул её в нос или ухо.
Игры с водой
Детям очень нравится играть с водой, поэтому предлагаю организовать игру с водой.
Поставьте две емкости, в одну из них налейте воду. Дайте ребенку медицинскую грушу, и пусть ей переливает воду с одной емкости в другую. Или перед сном организуйте игру с водой, пока ребенок принимает ванну: дайте ему бутылочки и пусть он переливает воду из одной бутылочки в другую. Игры в воде перед сном еще и успокоят ребенка после насыщенного общением дня.
Игры с прищепками
В играх с прищепками участвуют большой, указательный и средний пальцы, которые участвуют при рисовании, письме, при использовании столовых приборов.
Попросите развесить носовые платочки после стирки и закрепить их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
А можно прикрепить прищепки на свою одежду и попросить ребёнка собрать все прищепки.
Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Для этих игр не обязательно приобретать специальные пособия. Можно использовать решётку для раковины и шнурки с лентами.
Игры с нитками, пряжей
Предложите «раскрасить» ребёнку картонные силуэты (яблоко, листок и др., обмотав их цветной пряжей.
Обратите внимание на предметы, которые лежат перед вами на подносах (пробки от бутылок, бигуди, смятая бумага). Как можно использовать эти предметы для развития мелкой моторики? (Предложения родителей)
Пробки – закручивание/раскручивание, игра «Катимся на лыжах» и т. п.
Бигуди – массаж, продевание сквозь них ленты.
Смятая бумага - игра в «Секретики». Нарисуйте что-нибудь на листе бумаги и сомните его, а ребёнку нужно будет разгладить листок и угадать, что вы нарисовали.
Я уверена, что сейчас вы сможете предложить нам ещё множество таких игр, развивающих пальчики ребёнка.
Нельзя забывать и о творчестве. Рисование, лепка, аппликация несомненно развивают точность произвольных движений руки, координированность движения руки и глаза.
3. Практическая работа с детьми
Сегодня мы вместе с детьми смастерим подарок аппликацию, для изготовления которой на понадобятся крупы (манку и кукурузную крупу) и мелкий листовой чай.
Для начала сделаем массаж для своих ладошек и пальчиков с помощью шишек.
Ходит ёжик без дорожек
По лесу, по лесу
И иголками своими
Колется, колется.
(дети катают шишку между ладонями, выполняя круговые движения)
А я ёжику-ежу
Ту дорожку покажу,
Где катают мышки
Маленькие шишки
(катают шишку в руках, делая движения взад-вперёд)
А сейчас перейдём к практической работе.
Для выполнения работы вам понадобится: контурный рисунок (шаблон) парусника; тарелочки с манной и кукурузной крупами и чаем; кисточка, клей ПВА. Я предлагаю родителям «закрашивать» клеем контурный рисунок, а дети будут раскрашивать-посыпать его крупой и чаем.
Выполнение аппликации.
4. Рефлексия
На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
Если вам понравился наш практикум, вы получили новые знания, были активными участниками, положите в корзинку жёлтое яблочко. Если вам не понравилась наша встреча, опустите в корзинку зеленое яблочко. Возникшие вопросы и пожелания можете оставить в нашем почтовом ящике.
Спасибо за внимание!