Альбина Сулейманова
Проект «Наши пальчики играют»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Наши пальчики играют»
(Игры на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста)
Воспитатель
Сулейманова А. И
г. Когалым
2015года
Содержание:
I. Введение стр. 2
II. Актуальность стр. 3 -4
Проблема
III. Паспорт проекта стр. 5 -6
Цель проекта
Задачи проекта
Тип проекта
По времени реализации
Участники проекта
Публикация «Проект „Наши пальчики играют“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Сроки реализации
Форма представления
Принципы реализации проекта
Формы и методы организации
IV. Этапы реализации проекта стр. 7 -9
V. Основная задача проекта стр. 10
Ожидаемые результаты
VI. Мониторинг стр. 11 -14
Схема изучения
Критерии оценки
Уровни развития (начало года)
Уровни развития (конец года)
Сравнительный анализ диагностики
VII. Перспективный план проведения пальчиковых стр. 15 - 20
игр
VIII. Итоги работы над проектом стр. 21 - 22
Результативность
Вывод
Заключение
Перспектива
IX. Перечень используемой литературы и стр. 23
нормативно-правовых актов
X. Приложение к проекту стр. 24
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Введение:
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Актуальность:
«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Актуальность моей работы заключается в целенаправленной и систематической работе по развитию мелкой моторике с детьми раннего возраста с использованием игровых пособий, пальчиковой гимнастики, дидактических игр и игровых упражнений, проведение игровой артикуляционной гимнастики. Вся проводимая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное – сохранению психического и физического развития ребёнка.
Проблема:
Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третье - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.
Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу. Взрослым необходимо поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался.
Вот поэтому я разработана проект по развитию мелкой моторике «Наши пальчики играют».
Паспорт проекта :
Цель проекта :
Разработать систему работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе разнообразной игровой деятельности детей и использовании игровых пособий.
Задачи проекта :
Разработать перспективный план работы по развитию мелкой моторики «Наши пальчики играют» с детьми младшей группы.
Приобрести игровые пособия по развитию мелкой моторики с детьми группы.
Разработать картотеку пальчиковых игр.
Пополнить предметно-развивающую среду группы новыми дидактическими играми.
Развивать мелкую моторику пальцев кистей рук.
Развивать и активизировать словарный запас детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Привлечь родителей к помощи по работе над данным проектом.
Создавать в семье благоприятные условия для проведения работы по развитию мелкой моторики у детей.
Тип проекта : игровой, групповой, творческий, практический.
По времени реализации: долгосрочный.
Участники проекта :
воспитатель Сулейманова Альбина Ибрагимовна
дети 1 младшей группы
родители детей группы
Сроки реализации: 1 учебный год (сентябрь-май).
Форма представления: слайдовая презентация.
Принципы реализации проекта :
Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется через игровую деятельность.
Принцип систематичности - решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и во всех видах деятельности.
Принцип интеграции – взаимодействие всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип преемственности - учет разного уровневого развития детей.
Принцип индивидуального подхода к детям – осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
Комплексно-тематический принцип - сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью.
Принцип игровой подачи материала - основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Организация работы по проекту :
Изучение литературы;
Составление картотеки пальчиковых игр;
Разработка перспективного плана работы;
Проведение родительского собрания и анкетирование родителей;
Подбор консультативного материала;
Обследование детей на начало и на конец учебного года;
Использование пальчиковых игр и игр по сенсорике и с игровыми пособиями;
Участие родителей в работе над проектом.
Этапы реализации проекта :
l этап – подготовительный
Направления Мероприятия
Срок Ответственный
1. Повышение своей профессиональной компетентности
1. Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу.
2. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики.
3. Разработать перспективный план.
Сентябрь 2013г
Сулейманова А. И.
2. Изучение уровня детей.
Провести диагностическое обследование детей по развитию мелкой моторике на начало учебного года.
Сентябрь
Сулейманова А. И.
3. Взаимодействия с родителями.
1. Провести родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук
у детей младшего дошкольного возраста»
2. Привлечь родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.
Сентябрь
Сулейманова А. И
4. Пополнение материально – технической базы.
1. Распределить развивающую среду по зонам.
2. Изготовить дидактические пособия.
Октябрь
Сулейманова А. И
II этап – практический
Направления Мероприятия Срок Ответственный
1. Работа с детьми.
Работу по мелкой моторике проводить во всех воспитательно – образовательных блоках:
- в специально организованной деятельности,
- в совместной деятельности воспитателя с детьми,
- в самостоятельной деятельности детей.
В течение года
Сулейманова А. И
2. Работа с родителями.
1. Провести анкетирование.
2. Консультация «Игры и упражнения по мелкой моторике».
3. Индивидуальные работы, домашние задания.
4. Изготовить папку – передвижку «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить».
Октябрь
Ноябрь
Сулейманова А. И
3. Работа с педагогами
Консультация для воспитателей
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего
дошкольного возраста»
Ноябрь
Сулейманова А. И
III этап –заключительный
Направления Мероприятия Срок Ответственный
1. Работа с детьми
Провести диагностическое обследование детей по развитию мелкой моторике в конце учебного года.
Май
Сулейманова А. И.
2. Работа с родителями.
Показ игры с использованием пособий по развитию мелкой моторики.
Май
Сулейманова А. И.
3. Работа с педагогами.
Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.
Май
Сулейманова А. И.
Основная задача проекта :
Повысить уровень развития мелкой моторики детей через использование разнообразной игровой деятельности детей, игровых пособий и проведение пальчиковых игр.
Ожидаемый результат:
Дети:
К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
Повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;
Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;
Станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
Родители:
Повысится интерес у родителей к данному вопросу;
Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;
Родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры;
Помощь и участие в разнообразных мероприятиях.
Педагоги:
Разработанная система поможет повысить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
Установится эмоциональный контакт с ребенком;
Будут стремиться взаимодействовать с родителями.
Мониторинг
Для целенаправленной и продуктивной работы с детьми по развитию мелкой моторики через пальчиковые игры необходимо проводить диагностику исходного уровня развития детей для дальнейшей работы по данной проблеме.
Схема изучения уровня развития навыков по мелкой моторике детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр.
Раздел Содержание
Методика обследования
Пальчиковые игры
-трализованная игра
Сжимание пальчиков в кулачок
Упражнение «Сожми кулачек»
Соединение двух пальчиков в колечко
Упражнение «Очки»
Сгибание пальчиков по очереди
Упражнение «Детки кашу варили» (используем имя ребенка)
Повторение за воспитателем логоритмических движений
Упражнение «Снегирек»
Сел на веку снегирек.
Брызнул дождик - он промок.
Ветерок подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
Умение повторить за взрослым фигуры, составленные из пальчиков (стол, стул)
Упражнение из ладошек «Стул», «Стол»
Уровень развития мелкой моторики детей 2-3 лет
(начало года)
В диагностике участвовало 18 детей. Результаты представлены на рисунке.
В ходе диагностики на начало учебного года я выявила 2 группы детей:
1 группа - дети со средним уровнем развития мелкой моторики
(6 детей) – 33 %
2 группа - дети с низким уровнем развития мелкой моторики
(12 детей) – 67 %
Уровень развития мелкой моторики детей 2-3 лет
(конец года)
В диагностике участвовало 18 детей. Результаты представлены на рисунке.
В ходе диагностики на конец учебного года в ходе проведения диагностики дети показали следующие результаты:
1 группа - дети со средним уровнем развития мелкой моторики
(11 детей) - 61 %
2 группа - дети с высоким уровнем развития мелкой моторики
(7 детей) – 39 %
Сравнительный анализ диагностики развития мелкой моторики у детей 1 младшей группы
на начало и конец года
В диагностике участвовало 18 детей. Результаты представлены на рисунке.
В ходе сравнительного анализа уровня развития детей по развитию мелкой моторики на начало и на конец учебного года дети показали следующие результаты, которые предоставлены на таблице:
Перспективный план проведения пальчиковых игр
в 1-й младшей группе
№ Тема Программное содержание
Сентябрь
1. «Сорока-сорока» 1. Активизировать движения пальцев рук, развивать речь.
2. Побуждать проговаривать окончание строчки.
3. Доставить удовольствие детям.
2. «Ладушки - ладушки» 1. Формировать положительный
эмоциональный настрой детей на совместную работу.
2. Развивать ощущение собственных движений.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Октябрь
1. «Этот пальчик - бабушка» 1. Активизировать движения пальцев рук.
2. Активно развивать речевой запас слов
3. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой.
2. «Этот пальчик хочет спать» 1. Развивать моторику пальцев рук.
2. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
3.
«Поехали - поехали» 1. Учить ребенка совершать действия руками в соответствии со стихотворным текстом.
2. Развивать мелкую моторику рук.
4. «Колобок»
1. Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям.
2. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Ноябрь
1.
«Веселые маляры». 1. Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
2. Обогащать словарь ребенка, развивать память.
2. «Повар». 1. Развивать мелкую моторику обеих рук.
2. Активизировать словарь детей, развивать память.
3. «Пила - пила». 1. Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
2. Развивать речь детей, активизировать словарь.
4. «Зайкины ушки». 1. Развивать мелкую моторику
рук.
2. Побуждать ребенка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Декабрь
1. «Сидит белка на тележке».
1. Развивать мелкую моторику обеих рук.
2. Закрепить умение четко и правильно произносить текст.
2. «Бумажный мячик».
1. Развивать моторику обеих рук.
2. Учить ребенка совершать действия руками.
3. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой.
3. «В гости». 1. Учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек.
2. Развивать мелкую моторику рук.
4. «Следы».
1. Формировать у детей контроль над мышечными ощущениями.
2. Развивать моторику рук.
3. Вызывать эмоционально - положительный настрой.
Январь
1. «Разные следы». 1. Продолжать формировать контроль над мышечными ощущениями.
2. Закрепить знания детей о животных.
3. Вызывать эмоционально-положительный настрой.
2. «Снег идет», пальчиковая гимнастика : «Прогулка».
1. Учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы.
2. Закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать речевое дыхание, силу потока воздуха.
3. «Мостик», Пальчиковая гимнастика : «Дорожка». 1. Учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.
4. «Улитка, улитка».
1. Учить детей четко проговаривать
потешку.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Активизировать речь детей.
Февраль
1. «Стираем платочки». 1. Учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста.
2. Развивать моторику рук.
2. «Ежата в корзине». Пальчиковая гимнастика : «Ежик». 1. Формировать пространственно –
образное мышление чувственного восприятия.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Активизировать речь детей.
3. «Как у нашего кота». 1. Учить детей выполнять движения рук, сопровождая чтением потешки.
2. Развивать моторику пальцев рук.
3. Создать радостное настроение.
4. «Змейка», пальчиковая гимнастика : «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка».
1. Учить выкладывать пуговицу по размеру.
2. Расширять словарный запас детей.
3. Развивать моторику пальцев рук.
Март
1. «Сделаем матрешке бусы», пальчиковая гимнастика : «Бусинки-горошинки».
1. Учить детей нанизывать деревянные бусы на нити.
2. Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
3. Развивать моторику пальцев рук.
2. «В гостях у Шептунчика».
1. Учить детей группировать однородные предметы, различающиеся по величине.
2. Стимулировать развитие чувственного восприятия, подвижность пальцев.
3. Развивать мелкую моторику.
3. «Поможем зайке», пальчиковая гимнастика : «Зайчик». 1. Учить выкладывать дорожку из фасоли.
2. Формировать зрительно – двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4. Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.
4. «Покормим птичек», пальчиковая гимнастика :
«Птенчики в гнезде».
1. Учить детей рисовать
указательным пальчиком на крупе.
2. Способствовать формированию
умения рисовать способом примакивания.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Апрель
1. «Светит солнышко в окошко», пальчиковая гимнастика : «Солнышко».
1. Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе.
2. Продолжать закрепление формы (круглая).
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4. Активизировать речь детей.
2. «Поможем Незнайке»,
пальчиковая гимнастика : «Шнуровка». 1. Учить детей продевать шнурки в отверстие сапожка.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Активизировать словарь, развивать речь, мышление детей.
3. «Бабочки», пальчиковая гимнастика : «Бабочка».
1. Продолжать учить детей шнуровке.
2. Закрепить умение правильно продевать тесьму в отверстие.
3. Формировать умение правильно проговаривать слова игры.
4. Развивать моторику пальцев рук.
4. «Зонтик для зайки», пальчиковая гимнастика : «Зайчик». 1. Учить детей выкладывать спички по образцу.
2. Развивать моторику пальцев рук.
3. Закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту.
Май
1. «Домик для ежика», пальчиковая гимнастика :
«Ежик».
1. Продолжать учить детей работать со спичками, выкладывать домик по образцу.
2. Закрепить название геометрических фигур.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. «Разноцветные крышки»,
пальчиковая гимнастика : «Пальчики».
1. Учить детей строить постройки
из крышек, закреплять цвет крышек.
2. Формировать внимание, воображение, творческие способности.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. «Бусинки рассыпались», пальчиковая гимнастика :
«На работу». 1. Учить детей перебирать
предметы (бусинки) по цвету. Закрепить название цветов.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.
4. «Поиграем с пальчиками».
1. Закрепить умение детей сочетать
пальчиковую игру с речевой деятельностью детей.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Итоги работы над проектом :
Результативность:
Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей 3-го года жизни. У детей повысился интерес к различным упражнениям и дидактическим играм, играм с мелкими предметами, тренажёрами. Дети с удовольствием стали использовать разнообразные игры и упражнения по развитию мелкой моторике в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью. Родители утвердились в значимости развития ручной умелости.
Вывод:
Подбор дидактических пособий и проведение пальчиковых игр дал положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Заключение:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребёнка. Развитие мелкой моторики является одной из основных проблем обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целесообразно расширять подбор дидактических пособий и систематически использовать их в работе с детьми. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы и методы, которые будут способствовать развитию мелкой и общей моторики, самостоятельности и интереса к различным видам деятельности детей.
Перспектива:
Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше.
Разработать систему мероприятий по работе с родителями используя нетрадиционные формы работы.
Накопить материал по данной теме.
Перечень используемой литературы и
нормативно-правовых актов:
О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики».
В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика».
Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками».
О. А. Новиковская «1000 забавных пальчиковых игр».
Е. А. Савельева «Солнышко на ладошке» Методическое пособие с учётом новых федеральных требований.
А. Б. Дерягина «Первые шаги. Баюшки - Баю».
А. В. Никитина «20 лексических тем».
О. И. Крупенчук «Ладушки».
О. А. Зажагина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
И. В. Фурсова, О. И. Костенко «Игры-забавы».
С. О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет».
А. М. Диченскова «Страна пальчиковых игр».
Е. Ф. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры».
Наталья Чуб «Ловкие пальчики».
Конвенция о правах ребёнка.
Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 17.12. 2009 № 313-ФЗ).
Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (изменения ФЗ от 21.07.2011г. № 252-ФЗ).
Приказ от 27.10.2011 г. № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Росинка».