Ирина Высоцкая
«Пальчики играют — речь нам развивают». Проект по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики, т. е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Учёные отмечают, что дети, у которых лучше развита мелкая моторика рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь, т. к. пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие ребёнка будет в пределах нормы. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Проведённые диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстаёт от нормы и развитие мелкой моторики. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей.
Публикация «„Пальчики играют — речь нам развивают“, Проект по самообразованию» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Проекты
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Проекты
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Паспорт проекта
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Тип проекта : развивающий, групповой, творческо-исследовательский.
Участники проекта : дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Возраст детей: 2-3 года.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: разработать и совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук, способствующих развитию речи детей.
Задачи:
- составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук, способствующей развитию речи на основе тематического планирования;
- подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук, нацеленных на формирование и развитие речи;
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста, используя разнообразные формы, методы и приёмы;
- привлечь родителей к изготовлению развивающей среды в группе по развитию мелкой моторики и речи.
Гипотеза: развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является основой в развитии речи 2 -3 летних детей и в этом помогают пальчиковые игры.
Ожидаемый результат
- возрастание интереса у детей к двигательной деятельности : упражнениям и пальчиковым играм;
- значительное повышение внимания и памяти;
- положительная динамика в развитии мелкой моторики, экспрессивной речи;
- накопление впечатлений, личного опыта;
- обогащение эмоциональной сферы;
- активизация познавательно - речевых и художественных способностей;
- приобретение детьми навыков диалогического общения.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
1. Изучение эффективных технологий и методик по развитию мелкой моторики рук и речи.
2. Выбор путей реализации проекта.
3. Мониторинг уровня развития мелкой моторики рук и речи.
2 этап - основной
1. Составление перспективного плана ра-боты по развитию мелкой моторики рук и речи на основе тематического планирова-ния с подбором материала:
- упражнения с элементами самомассажа;
- упражнения для кисти рук;
- игры и упражнения с различными предметами;
- статические упражнения;
- динамические упражнения;
- пальчиковые игры;
Пополнение развивающей среды в группе играми и пособиями для развития мелкой моторики рук и речи в непосредственно - образовательной и самостоятельной дея-тельности.
2. Работа с детьми:
- игры с предметами;
- разного вида шнуровки;
- картотека пальчиковых игр;
- игры с бумагой;
- игры с крупой;
- игры с карандашами, пуговицами, природным материалом;
- игры с сухими бассейнами с различными наполнителями;
- нетрадиционная техника рисования.
3. Работа с родителями:
- анкетирование «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте»;
- консультации:
«Речь и пальчики»
«Пальчиковые игры и развитие речи-какая связь?»
«Игры с предметами домашнего обихода»
«Как проводить с ребёнком пальчиковые игры»
«Приёмы развития мелкой моторики»;
- мастер-класс «Волшебные пальчики»;
- «Дни общения» (индивидуальные беседы);
- изготовление пособий по развитию мелкой моторики.
по ходу реализации проекта
3 этап – заключительный
1. Подведение итогов и анализ:
- мониторинг уровня развития мелкой моторики рук и речи детей;
- анкетирование родителей (для определения результативности проделанной работы).
2. Постановка задачи на будущее
Реализация проекта через разные виды детской деятельности
1 Изучение тематики, формулировка проблемы.
Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.
2 Мониторинг сформированности мелкой моторики рук и речи детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и сформированности речи, выстроить систему работы.
3 Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для родителей. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.
4 Включение речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей.
Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта
5 Консультации на тему: «Речь и пальчики», «Пальчиковые игры и развитие речи-какая связь?», «Игры с предметами домашнего обихода», «Пальчиками играем- стихи повторяем», «Приёмы развития мелкой моторики».
Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
6 Мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики».
Познакомить родителей с различными видами речевых пальчиковых игр.
7 Изготовления родителями пособия по развитию мелкой моторики.
Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
8 Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.
9 Повторный мониторинг в конце учебного года.
Определить эффективность проводи-мой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании психо-речевого развития детей.
10 Анализ проделанной работы по проекту «Пальчики играют – речь нам развивают» с педагогами ДОУ
Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.
11 Постановка новой проблемы: «Ловкие пальчики в мире весёлых превращений». Пополнить план работы разделом «Нетрадиционные формы развития мелкой моторики рук»