Шапошникова Анна
Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной группы «Речевые пятиминутки»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Пояснительная записка…. 3
Речевая пятиминутка по лексической теме Осень…. 5
Речевая пятиминутка по лексической теме Грибы…. 6
Речевая пятиминутка по лексической теме Перелетные и зимующие птицы…. 7
Речевая пятиминутка по лексической теме Инструменты…. 8
Речевая пятиминутка по лексической теме Насекомые…. 9
Речевая пятиминутка по лексической теме 23 февраля. Защитники отечества…. 10
Речевая пятиминутка по лексической теме Рыбы…. 11
Публикация «Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной группы „Речевые пятиминутки“» размещена в разделах
Речевая пятиминутка по лексической теме Фрукты…. 12
Речевая пятиминутка по лексической теме Весна. Мамин праздник…. 13
Речевая пятиминутка по лексической теме Домашние животные…. 14
Речевая пятиминутка по лексической теме Дикие животные…. 15
Речевая пятиминутка по лексической теме Транспорт….16
Речевая пятиминутка по лексической теме Игрушки…. 17
Речевая пятиминутка по лексической теме Одежда…. 18
Речевая пятиминутка по лексической теме Посуда…. 19
Речевая пятиминутка по лексической теме Новый год. Елка. Зимние забавы…. …20
Речевая пятиминутка по лексической теме Семья….21
Речевая пятиминутка по лексической теме Части тела и лица….22
Речевая пятиминутка по лексической теме Продукты питания…. 23
Речевая пятиминутка по лексической теме Мебель…. 24
Речевая пятиминутка по лексической теме Овощи…. 25
Речевая пятиминутка по лексической теме Обувь….26
Речевая пятиминутка по лексической теме Профессии…27
Список литературы…. 28
Пояснительная записка.
Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.
Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.
Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:
1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
• улучшить подвижность артикуляционных органов;
• укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
• научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
• увеличить амплитуду движений;
• уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
• подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
2. Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.
3. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.
4. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.
5. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса.
6. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.
Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.
Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Осень»
1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
«Осень»
Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».
3. Развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём. (загибать пальцы, начиная с большого)
(сжимать и разжимать кулачки)
(загибать пальчики, начиная с большого)
4. Речевая зарядка
Любит осень жё лтый цвет:
С жёлтым дождиком рассвет,
Пожелтевшую траву
И опавшую листву,
Листьев жёлтые страницы,
Улетают когда птицы.
Погрустить любит с утра
Осень - жёлтая пора.
5. Координация речи с движением
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
(легкий бег по кругу)
(присесть)
(легкий бег по кругу)
(присесть)
Речевая пятиминутка по лексической теме «Грибы»
1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Снегирь: «Фью-фью-фью»
Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»
Синица: «Кик-кик-кик»
Воробей: «Чик-чи-рик»
3. Развитие мелкой моторики
- Где обедал воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у синицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена,
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного…
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя,
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
4. Речевая зарядка
Алой кисточкой заря,
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу,
Не замерз он на снегу.
5. Координация с движением
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень. Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Инструменты»
1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
«Насос»
- Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!
3. Развитие мелкой моторики
Чтобы печку истопить,
Надо дров нам нарубить.
Рубим, рубим мы дровишки –
Пусть тепло будет детишкам. (имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее)
4. Речевая зарядка
Папа дал мне молоток,
И сказал: "Давай, сынок,
Вместе сделаем забор,
Приведем в порядок двор.
Буду я пилить, строгать,
Ты – дощечки прибивать".
Дружно взялись мы за дело,
И работа закипела.
5. Координация с движением
Пилим, пилим, пилим, пилим,
Вместе мы бревно осилим.
Рубим, рубим мы дрова,
Закатали рукава
Хорошо мы потрудились,
На лошадке прокатились
Привезли дрова домой,
Будет нам тепло зимой. ( имитируют движения: «пилят бревно», затем «рубят дрова»).
(скачут, как лошадки).
Речевая пятиминутка по лексической теме «Насекомые»
1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
3. Развитие мелкой моторики
Командир позвал солдат:
“Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй!”
А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики – “ Ура!”
На парад идти пора. (поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)
(кулачок разжать, широко
расставив пальцы в стороны.)
4. Речевая зарядка
Защитники обители.
Отважные бойцы.
И доблестные рыцари.
Лихие храбрецы.
5. Координация с движением
Левой, правой
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
На парад
Идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд.
Левой,
правой,
Левой,
правой,
Барабан. уже дырявый!
Речевая пятиминутка по лексической теме «Рыбы»
1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"
3. Развитие мелкой моторики
Пять маленьких рыбок
Играли в реке,
Лежало большое
Бревно на песке,
И рыбка сказала:
“Нырять здесь легко!”
Вторая сказала:
“Ведь здесь глубоко”.
А третья сказала:
“Мне хочется спать!”
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула:
“Здесь крокодил!
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!” Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. .
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Быстро качаем ладонями (дрожь).
Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).
4. Речевая зарядка
Сом на дне ночует в яме,
Шевелит во сне усами,
А река бежит с высот,
В яму соне корм несет.
5. Координация с движением
У меня в аквариуме
Золотая рыбка,
Я смотрю на рыбку,
Говорю с улыбкой:
«Может, ты – волшебная,
Может, не простая,
Раз зовут тебя все люди
Рыбка золотая?» Хвостиком колышет,
Смотрит не мигая,
Ничего не отвечает
Рыбка золотая.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Фрукты»
1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Пришли девочки в сад, увидели много фруктов и удивились:"О-о-о-о-о-о!" Услышали разговоры фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты". Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!"
3. Развитие мелкой моторики
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик - самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
4. Речевая зарядка
Так бывает каждый год:
Весною ранней он цветёт,
И будто солнышка привет,
Его душистый нежный цвет.
Ароматен он, пригож
И на солнышко похож.
Привлекает пчёл и ос
Мой любимый абрикос
5. Координация речи с движением
- Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или грдом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
- Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали.
Дети оборвали. Дети идут по кругу, взявшись за руки,
в центре круга стоит ведущий.
Останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальчику,
водящий отрицательно качает головой.
Пожимают плечами.
Опять загибают по одному пальчику.
Дети разбегаются.
Речевая пятиминутка по лексической теме : «Весна. Мамин праздник»
1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса.
Говорит Весна:
- Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:
- Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:
- С крыши капает вода?
- Да! Да! Да! Да!
- Тают горки во дворах?
- Ах! Ах! Ах! Ах!
- А на речке треснул лед?
- Вот так! Так вот!
3. Развитие мелкой моторики
Ты весною видел чудо?
Как из маленькой почки
Появляются листочки. (сложить ручки в кулачки, а затем, после слова «появляются», резко разжать их растопырив пальчики)
4. Речевая зарядка
Весной на березке.
Распустились сережки.
Зеленые сережки
Висят на березке.
5. Координация речи с движением
Мамочка, мамуля,
Так тебя люблю я!
Я платок тебе дарю,
Вот как я тебя люблю! Идут по кругу, взявшись за руки.
Останавливаются, прижимают руки к груди.
Протягивают руки вперед.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Речевая пятиминутка по лексической теме : «Домашние животные»
1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте.
Корова: «Му-у-у-у, молока кому?» (громко, низким голосом)
Теленок: «Му-у-у-у» (тихо, высоким голосом)
Кошка: «Мяу-мяу-мяу» (тихо, высоким голосом)
Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо, высоким голосом)
3. Развитие мелкой моторики
Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.
4. Речевая зарядка
В доме на окошке,
Встретились две кошки.
Шерсть их дыбом, хвост трубой,
Не хотят идти домой.
Ссорились соседки,
На яблоневой ветке.
Вдруг ветки закачались,
И кошки разбежались.
5. Координация речи с движением
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
Речевая пятиминутка по лексической теме : «Дикие животные»
1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса.
Волк воет: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить тихо и громко)
Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых».
3. Развитие мелкой моторики
«Мишка»
Бурый мишенька зимой
Крепко спал в берлоге.
По весне проснулся,
Зевнул и потянулся:
“- Здравствуй, рыжая лисичка,
- Здравствуй, белочка - сестричка!
- Здравствуй серенький волчонок!
- Здравствуй, беленький зайчонок!” Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Проделать то же самое левой рукой
4. Речевая зарядка
Медвежонок Жак простужен,
Мед ему сегодня нужен.
Мед дадим ему на ужин,
Потому что мы с ним дружим.
5. Координация речи с движением
Зайка в травке скок-скок.
Зайка прыг за кусток.
Смелый зайка не боится,
Не поймать его лисице.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Транспорт»
1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопатка»
«Качели»
«Окошко»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Прокололась шина у машины: ш-ш-ш.
Накачаем шину: с-с-с.
Машины едут по дороге: ша-шу-ши.
Сигналит машина: би-би-би-би.
Гудит поезд: ту-ту-ту-ту.
3. Развитие мелкой моторики
Мы с первым пальцем-малышком
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим — поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С третьим — сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет. (по ходу чтения стихотворения
по очереди загибайте пальчики.)
4. Речевая зарядка
По улице нашей машины спешат,
Детишек машины везут в детский сад,
Везут в магазины различные грузы.
У каждой машины кабина и кузов,
Колеса и фары у каждой машины,
И бак у машины наполнен бензином.
5. Координация речи с движением.
Грузовик песок везет.
Удивляется народ:
«Вот так чудо-чудеса,
В нем песок под небеса!»
Речевая пятиминутка по лексической теме : «Игрушки»
1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»
«Заборчик»
«Окошко»
«Качели»
«Лопатка»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
3. Развитие мелкой моторики
Есть игрушки у меня -
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран –
Настоящий великан. попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками
загибать пальчики на обеих руках
4. Речевая зарядка
По дорожкам сада, вскачь,
Побежал упрямый мяч,
И весёлою гурьбой
Позвал ребят всех за собой.
Сине-красные бока,
К нему притронешься слегка,-
Он земли коснётся,
А в руки не даётся.
5. Координация речи с движением
Этот мяч, круглый мяч,
Красный мяч, гладкий мяч.
Любит мячик прыгать вскачь.
Вот так мяч, круглый мя.
Речевая пятиминутка по лексической теме : «Одежда»
1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»
«Трубочка»
«Окошко»
«Качели»
«Лопатка»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
«Шитье одежды»
Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».
Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот, произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».
3. Развитие мелкой моторики
В понедельник я кроила,
А во вторник - платье шила.
В среду - фартук вышивала,
А в четверг - белье стирала:
Все свои платочки.
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу.
Отдыхала от работы.
4. Речевая зарядка
У Романа, у Ромашки
С карманами рубашка.
Бабушка шила Ромашке рубашку.
Речевая пятиминутка по лексической теме : «Посуда»
1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»
«Трубочка»
«Качели»
«Чашка»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Дуем на горячий чай, губы трубочкой.
Пыхтящий чайник.
Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!».
3. Развитие мелкой моторики
У пушистой белочки
Круглая тарелочка,
У полосатой кошки
Маленькая плошка!
4. Речевая зарядка
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
5. Координация речи с движением
Чашка синяя для Мити,
Чтобы чаю мог попить он,
Соку сливок, лимонаду.
Нам украсить чашку надо Присели, правая рука на поясе, как ручка чашки.
Встали, загибают пальчики на правой ладошке левой рукой на каждое название.
Показывают, как украшают чашку точками.
.
Речевая пятиминутка по лексической теме : «Новый год. Елка. Зимние забавы»
1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»
«Трубочка»
«Окошко»
«Качели»
«Лопатка»
4. Речевая зарядка
Суп сварили из фасоли.
Положить забыли соли.
Несоленый суп с фасолью
Мы потом солили солью.
5. Координация речи с движением
Это каша для Любаши,
Пар над кашей поднялся.
Где же каша?
Нету! Вся! Держат перед собой ладошки, сложенные «ковшиком».
Тянутся руками вверх.
Пожимают плечами.
Отрицательно качают головой, а потом машут рукой.
Речевая пятиминутка по лексической теме : «Мебель»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Приколачиваем дверку к шкафу.
Произносить на одном выдохе: «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д. Та-та-та-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук»
3. Развитие мелкой моторики
Это стул. Сиденье, спинка.
А на спинке две картинки,
А еще четыре ножки,
Чтоб сидеть под стулом кошке К прямой ладони присоединяют левую, получился «стульчик».
Показывают два пальчика на правой руке.
Показывают по два пальчика на обеих руках.
Приседают, делают из ладошек «ушки»
4. Речевая зарядка
Стул взглянул на табурет:
«Ну, буквально, мой портрет!
Мы, как половинки,
Только он без спинки»
5. Координация речи с движением
Вот Кирюшкина кроватка,
Чтобы спал Кирюшка сладко,
Чтоб во сне он подрастал,
Чтоб большим скорее стал. Разводят руки в стороны.
Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.
Медленно поднимаются.
Встают на носочки, тянутся руками вверх.
Речевая пятиминутка по лексической теме : «Овощи»
1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбочка»
«Трубочка»
«Качели»
«Лопатка»
«Чашечка»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Разговоры овощей. Помидор (хвастливо, Огурец (обиженно)
Помидор хвастается перед Огурцом: «Па-пу,пы-по!»
Огурец: «Пы-бы, по-бо»
Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту»
3. Развитие мелкой моторики
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разнога салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять
Поможем урожай собрать. (поочередно сгибать пальцы)
4. Речевая зарядка
Повторяй за мной зарядку.
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат,
Тмин, картошка, артишок,
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем, есть мы до весны.
5. Координация речи с движением
Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.
Речевая пятиминутка по лексической теме : «Обувь»
1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбочка»
«Трубочка»
«Качели»
«Лопатка»
«Часики»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
3. Развитие мелкой моторики
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
4. Речевая зарядка
Растерялся сапожок,
Оторвался ремешок,
Зацепился по дороге
За упрямый корешок.
5. Координация речи с движением
Вот ботинки для Маринки,
Не ботинки, а картинки.
Чтобы в них гулять ходить,
Бегать прыгать и шалить. По два раза ритмично топают каждой ногой.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
Ходьба по кругу друг за другом.
Бегут, делают два прыжка, топают обеими ногами.
Речевая пятиминутка по лексической теме : «Профессии»
1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбочка»
«Трубочка»
«Качели»
«Лопатка»
«Часики»
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Трубач.
Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
3. Развитие мелкой моторики
Целый день тук да тук –
Раздается звонкий звук.
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживем. (руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
(стучать кулаком о кулак)
(пальцы соединить, показать «крышу»)
(сжимать-разжимать пальцы)
(вращать кисти рук)
4. Речевая зарядка
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
5. Координация речи с движением
«Строители»
Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькие стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился птичий дом.
Мы на улицу идем,
Высоко его прибьем.
Чтобы птички залетали,
А котята не достали.
Список литературы
1. Анищенкова Е. С. - Пальчиковая гимнастика для развития речи дошколников: пособие для родителей и педагогов /– М. : АСТ: Астрель. 2006. – 60,
2. Нищева Н. В – Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. – 160с.
3. Нищева Н. В – Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада. – СПб. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006 – 192с
4. Рыбина А. Ф – Коррекция звукопроизношения у детей : речевой материал. – Волгоград: Учитель, 2010 – 110с.