Любовь Олеговна Семенова
Познавательный проект «Геологи песочницы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.
Актуальность
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. В дошкольном возрасте происходит зарождение познавательной активности ребенка. Решением данной проблемы является детское экспериментирование. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Публикация «Познавательный проект „Геологи песочницы“» размещена в разделах
- Геолог. Знакомство с профессией
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Цель: Ознакомление старших дошкольников со свойствами песка, значением его в жизни человека и живых существ, развитие мелкой моторики.
Задачи:
•Формирование у детей комплекса знаний о свойствах песка, способах работы с ним.
•Расширение средства познания и естественно научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка.
•Развитие творческих способностей детей.
•Познакомить детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека.
Коррекционные задачи:
•1. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
•2. Снимать мышечную напряжённость.
•3. Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.
•4. Способствовать расширению словарного запаса.
Вид проекта: познавательный
Тип проекта: краткосрочный
Сроки реализации проекта: май 2016г. – август 2016г.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные, игровые.
Сроки реализации: летний период.
Участники: дети, родители, воспитатели
Формы взаимодействия:
1. Формы образовательной работы с детьми:
* Образовательная деятельность;
* Продуктивная деятельность;
* Игровая деятельность.
2. Формы работы с родителями:
* Консультации;
* Буклеты.
3. Формы работы с педагогами:
* Выставки;
* Консультации, семинары.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
Связь теории с практикой.
Развивающий характер воспитания и обучения.
Индивидуализация и гуманизация образования.
Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
Целостность и системность обучающего процесса.
Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
I этап – Подготовительный
Задачи:
•Изучить научно-методическую литературу и документацию по данной теме
•Создать необходимые условия
•Изучить мнения родителей по данному направлению
•Расширения знаний и представлений детей о свойствах песка;
•Знакомство детей о значении песка в жизни людей.
Продукт:
Проводили беседы о песке: что дети знают о нём, что хотели бы узнать, что для этого надо сделать?
Организовали совместный поиск информации. Обратились за помощью к Интернету.
Договарились: собрать коллекцию песка, провести с ним опыты, рассмотреть и прочитать о животных живущих в песке, уточнить для чего нужен песок и где его применяют;
Узнали, что родители знают по данной теме, что хотели бы узнать.
2 этап – Основной (практическая реализация проекта)
Задачи:
•Повысить уровень компетентности педагогов
•Повысить компетентность родителей в данном вопросе
•Обеспечить преемственность в деятельности логопеда, воспитателей и родителей воспитанников.
•Разработать этапы ознакомления и экспериментирования с песком
Содержание 2 этапа:
•обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме: «Песочная терапия для детей с ОНР»
•организация консультативно - просветительской работы с родителями
•внедрение новых подходов к организации предметно - развивающей среды на участке
•создание альбома «Свойства песка»
•знакомство с презентацией «Песок и человек», «Животные пустыни»
•рассматривание пожарного щита «Огонь и песок»
•организация мини-лаборатории «Геологи песочницы»
Продукт:
- Создание условий на участке, удовлетворяющего познавательным потребностям развития каждого ребенка;
- повышение уровня профессионального мастерства у педагогов;
- повышение компетентности родителей в данном направлении;
- знакомство детей со свойствами сухого и мокрого песка;
- окрашивание песка в разные цвета;
- аппликация из песка;
- создание «скульптур» из песка.
3 этап – Заключительный
Задачи:
•Соотнести результаты проектной деятельности с поставленными задачами и целью.
•Скорректировать проектную деятельность по результатам эксперементирования.
•Оформить материалы проектной деятельности в презентацию.
Содержание 3 этапа:
•завершение создания предметно-развивающей среды на участке
•оформление: выставки, презентации
•изготовление фотоколлажа «Геологи песочницы»
•итоговая презентация проекта
Результаты проекта – «что мы узнали»:
- Сухой песок: сыпучий, видны формы песчинок, движется, имеет цвет, хорошо пропускает воду, не лепится, можно рисовать, не имеет форм, легче в весе, поддается окраске.
- Мокрый песок: не сыпучий, не видны формы песчинок, не движется, имеет темный цвет, хорошо пропускает воду, лепится, можно рисовать, сохраняет форму (пока не высохнет, тяжелее в весе.
- При смешивании песка с клеем ПВА можно создавать скульптуры.
- Использование песка людьми: приятно и полезно ходить, лежать, играть, строить. Посыпают дорожки зимой, чтобы не поскользнуться. Тушат пожар. Используют в строительстве.
Окрашивание песка
Аппликации из цветного песка:
Создание "скульптур" из песка