Антонина Железнова
Познавательный проект «Деревья и кустарники»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационный, практико-ориентировочный.
Цель:
Формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи:
Научить детей узнавать и различать деревья и кустарники ближайшего окружения по внешним признакам;
Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
Публикация «Познавательный проект „Деревья и кустарники“» размещена в разделах
Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Актуальность:
В настоящее время на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты.
Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так и детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции-удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых-порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми.
Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства.
Суть проекта :
Не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям;
Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей;
Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно-нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы-обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня экологической грамотности детей;
Формирование осознанной потребности в общении с природой;
Создание экологически-развивающей среды на участке детского сада;
Создание художественно-эстетической среды;
Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Этапы:
1 Этап - подготовительный:
Цель:
Постановка целей и задач;
Определение направлений, объектов и методов исследования;
Выбор материала и оборудования.
Задачи:
Развитие ребёнка как личности (эмоциональное, эстетическое, сенсорное развитие);
Охрана и укрепление здоровья детей;
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Методы исследования: знакомство с произведениями художественной литературы, живописи, музыки, наблюдения во время прогулок, исследовательская деятельность, рисование, аппликация, игры, беседы, сочинение сказок.
2 этап - исследовательский:
Поиск ответов на поставленные вопросы, изучение природных объектов (деревья и кустарники).
Цель:
Заинтересовать детей поставленной проблемой;
Дать представления о деревьях и кустарниках;
Выяснить отношение детей к ним.
Вопросы:
1. Какие деревья вы знаете?
2. Как вы считаете, деревья и кустарники живые или нет? Почему?
3. Какие кустарники вы знаете?
4. Чем они отличаются от других растений?
5. Какие деревья и кустарники растут на территории детского сада?
6. Какие деревья и кустарники вы видели в лесу?
7. Как вы думаете где им лучше — в городе или в лесу? Почему?
8. Помогали ли вам когда-нибудь деревья, кустарники? А вы им?
Игровая деятельность: Д/И
«Сравни»;
«Где что зреет?»;
«Чудесный мешочек»;
«Назовите растение»;
«Что лишнее»;
«Узнай деревце» :
- Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (берёза);
- Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (клён);
- Какое дерево сравнивают с казаком, богатырём? (дуб);
- С какого дерева пчелы собирают мёд летом? (липа);
- Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (ель, сосна).
Д/И «Зелёный мир»
У какого растения есть ствол? (дерево);
Какие растения растут низко? (трава);
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (на веточках);
Какую часть растения любят пчелы и бабочки? (цветок);
Как называются растения, которые имеют целебные свойства? (лекарственные растения).
Подвижные игры:
«Найди своё дерево»;
«Найди такой же лист»;
«Лесные пятнашки»;
«От дерева до дерева»;
Художественно-продуктивная деятельность:
Выставка-рисование:
- «Лесные скульпторы»;
- «Деревце за дерево»;
- «Портрет семьи дерева»;
- «Соседи дерева»;
- «Осенняя берёзка».
Аппликация:
- «Панно из осенних листьев»;
- Панно «Дерево жизни».
Лепка:
- Кисть рябины.
3 Этап Заключительный:
Проведение анализа и обобщение
результатов работы;
Закрепление знаний детей;
Формулировка выводов.
Итог:
Дети научились различать объекты живой и неживой природы;
Узнали много нового и интересного о деревьях и кустарниках;
У детей появилась осознанная потребность в общении с природой и желание отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Развитие у детей познавательной активности, творческих и коммуникативных навыков;
Дети научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
Узнали о значении воздуха, солнца, осадков, почвы в жизни деревьев и кустарников;
Овладение детьми навыками безопасного поведения в природе, а также понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.