Ирина Ивановна Чолпан
Познавательное занятие в старшей группе. Электроприборы. Ловим электричество.
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие в старшей группе.
Электроприборы. Ловим электричество.
Программные задачи:
Образовательные:
• Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;
• Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
• Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
Публикация «Познавательное занятие в старшей группе, Электроприборы, Ловим электричество,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
• Уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;
• Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
• Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
• Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы к занятию :
1. Д/и «Собери картинку»
2. Оборудование для опытов:
Опыт 1
Воздушные шарики по количеству детей.
Опыт 2
Расчески по количеству детей, полоски бумаги.
Опыт 3
Шерстяной платок, шелковый фартук, пластмассовые шарики, линейки, перышки, пенопласт.
Опыт 4
На подставке оргстекло, под которым лежат разноцветные шарики из пенопласта, шерстяная варежка.
Опыт 5
Два воздушных шарика висят на длинных нитках, емкость с водой.
Опыт 6
Бутылочки с водой (брызгалки, можно лейки.
Ход занятия:
Орг. Момент
- Ребята. Посмотрите, сколько у нас гостей, здесь у нас и воспитатели, и даже некоторые мамы пришли на занятие. Давайте с ними поздороваемся!
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
I. Воспитатель держит в руках большую книгу сказок.
Воспитатель: Ребята, хотите, узнать какую сказку я читаю?
Дети: Да.
Воспитатель:
Про бедную Золушку сказку читаю
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справится девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Ни кто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится Золушке дом убирать.
Но где пылесос, чтоб ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо ещё приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка – всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую фею.
Воспитатель: А вот и сама Золушка.
Входит Золушка.
Золушка: Здравствуйте, ребята! Помогите мне справиться с домашними делами и попасть на бал.
Воспитатель: Ну, что же, Золушка, мы с ребятами тебе поможем. Садись, Золушка, и послушай нас.
- Дети, подумайте, как можно помочь Золушке.
- Как ты думаешь, Алёна? А ты как думаешь, Гоша?
Примерные ответы детей: Можно позвать Фею.
Можно помочь помыть посуду и пропылесосить…
- Так можно помочь.
- Дети нас окружают предметы, которые как добрые волшебники помогают нам везде. Как можно назвать эти предметы?
Дети: Нам помогают электроприборы.
- Правильно нас окружают электроприборы. Ребята, а какие электроприборы есть у вас дома?
Примерные ответы детей: У нас дома есть стиральная машина. А у нас дома есть пылесос…. и т. д.
- Сейчас я включу звук, а вы угадаете, что это за электроприбор.
Слушание звуков (холодильник, вентилятор, микроволновка, стиральная машина, электрочайник).
- Подумайте, что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?
- Как ты считаешь, Матвей? А как ты думаешь, Вика?
Дети: Электроприборы заставляет работать электрический ток.
- Правильно, дети.
- Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.
- Электрический ток чем – то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие – премаленькие частицы – электроны.
- А подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдёте учиться в школу.
П. Игра «Ток бежит по проводам».
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки, говорят слова:
Ток бежит по проводам
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы
Кофемолка, пылесос,
Ток энергию принёс.
- Золушка, а тебе очень хочется попасть на бал?
Золушка: Я очень-очень хочу попасть на бал!
- Дети, давайте поможем Золушке быстрее справиться с домашними делами. Каждый из вас сделает Золушке подарок, а какой – вы узнаете, собрав картинку. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.
Дети встают со стульчиков и проходят за столы.
Ш. Дидактическая игра «Собери картинку».
Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.
- Какой электроприбор у тебя получился? А у тебя?
Дети: Я собрал пылесос. Я собрал холодильник.
- Проверите, правильно ли вы собрали карточки.
Дети сравнивают собранные из разрезных карточек с электроприборами нарисованными на картинках.
- Теперь пройдите на места. Покажите свои подарки Золушке.
- Золушка, тебе понравились наши подарки?
Золушка: Да, понравились. Но я не знаю, для чего они нужны.
- Сейчас ребята расскажут тебе, для чего нужен каждый электроприбор.
- Что ты собрал, Ярик?
Дети: Я собрал электроплиту.
- Для чего нужен этот электроприбор?
Дети: Электроплита помогает готовить еду (так рассматриваются все карточки, картинки отдаются Золушке).
- Теперь у тебя, Золушка, есть много приборов помощников, но ими нужно правильно пользоваться!
Золушка: А я не умею пользоваться этими электроприборами.
- Наши ребята знают эти правила и научат тебя. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. Почему?
Дети: Может ударить током.
IY. - Сейчас мы расскажем тебе о правилах безопасности при пользовании электроприборами.
Дети читают стихотворения.
Не дёргай шнур и не тяни
Затея выйдет боком
Порвётся провод и тебя
Ударить может током.
От короткого замыкания
Может произойти возгорание.
Никогда в одну розетку
Не включай, мой юный друг,
Телевизор и светильник,
И компьютер, и утюг.
Если все приборы разом
Ты в одну розетку включишь,
То пожар проводки сразу
В этой комнате получишь.
Если ты включил утюг
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь
Всё ли выключил, проверь.
Нельзя оставлять без присмотра
Включенные электроприборы.
Ты малыш запомнить должен
Будь с розеткой осторожен.
С ней никак нельзя играть
Гвоздики в неё совать.
Сунешь гвоздик ненароком
И тебя ударит током.
Дело кончится бедой
Ток в розетке очень злой.
- Электричество опасно – это каждый должен знать!
- Нельзя пользоваться неисправными электроприборами!
- Нельзя вставлять в розетку разные предметы, нельзя браться мокрыми руками, трогать оголенный провод, выдергивать вилку за провод.
Золушка: Теперь я всё знаю об электроприборах, помогающих быстро выполнять домашнюю работу, и о том, как ими правильно пользоваться. А значит, я смогу попасть на бал. До свидания ребята! Спасибо вам за помощь!
Уходит.
Y. Физминутка
Золушка ушла. А сейчас мы немножко отдохнем.
Быстро встаньте, улыбнитесь!
Выше, выше потянитесь!
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите!
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленками коснитесь!
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте!
И на месте пробегитесь!
Все, достаточно садитесь!
YI. После игры дети встают вокруг воспитателя.
- Есть электричество не опасное, тихое, незаметное.
Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть.
- Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить доброе электричество.
- На чем бы вы хотели отправиться в это путешествие?
- Надо закрыть глаза и сосчитать до пяти и обратно.
- Вот мы и волшебной стране.
Опыт № 1.
На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики.
- Посмотрите, ребята, какой красивый шарик весит на доске! Давайте и мы попробуем повесить эти шарики на стены.
Дети пытаются повесить шарики, но у них не получается.
- Ребята, почему эти шарики висят, а ваши падают? Как ты думаешь Ваня? А ты Олеся?
Дети: Не знаем.
- Давайте ваши шарики превратим в волшебные.
- Я вам покажу, как это можно сделать.
- Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Попробуйте.
Дети пробуют. Если у кого - то опыт не получится, предложу помочь тому ребёнку, который уже справился с заданием или предложу попробовать ещё раз вечером.
- Вот и ваши шарики висят на стене, они стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живёт электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).
- Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).
- Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
Опыт №2 (за столами)
- А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.
- Поднесите расчески к нарезанной бумаге (Дети выполняют)
- С бумагой что-то происходит? (нет).
- Как заставить бумагу притянутся к расческе?
- Как шарики притянулись к стене? (натирали о волосы, ловили электричество в волосах).
- Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе? (потереть ее о волосы).
- Ловите электричество! (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась).
- Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? (электрическая, волшебная).
- Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах).
- Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыт №3 (за столами)
- Это игровое электричество живет не только в волосах. Ребята, возьмите линеечки. Прикоснитесь к перышкам.
- Что вы видите? (лежат спокойно).
- Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи одежды, которая лежит на столе.
- А как это сделать? (потереть)
- Ловите электричество. Прикоснитесь линеечками к перышкам. Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли).
- Какие стали предметы? (Электрическими).
- Как они стали электрическими?
Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт №4 (за столом воспитателя)
- А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола).
- Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики)
- Как заставить шарики двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим).
- Чем удобнее натереть? (одеждой)
- У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.
- Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали).
- Почему они зашевелились?
- Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.
Опыт №5
- А еще в этой стране живут два друга. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке).
- Как вы думаете, сейчас они помирились или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? (отталкиваются).
- Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.
- А давайте их помирим?
- Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы? (намочить расческу).
- Как же снять электричество с одного шарика? (намочить его).
- Что произошло с шариками? (они притянулись друг к другу) Почему?
Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.
YI. Итог:
- Какие вы молодцы! Мы помогли Золушке справиться с домашними делами, подарили ей электроприборы.
- Что мы сегодня узнали об электричестве?
Дети: С помощью электричества работают электрические приборы.
Электричество может быть опасным.
Электричество бывает добрым, волшебным и не опасным (в фокусах).
- Чему вы научились сегодня? (делать предметы волшебными)
- А почему мы их называем волшебными?
- Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается).
- А как мы их делали волшебными? (ловили электричество в волосах и одежде).
- Вам понравилось играть с этим электричеством?
- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное).
- Нам пора прощаться со страной волшебных предметов.
А давайте на память о волшебной стране возьмем воздушные шарики, которые висят на стене.
Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими.
- Как снять электричество с шариков? (смочить водой). (Дети брызгают на шарики воду)
7. Релаксационная пауза.
- Нам пора возвращаться в детский сад. А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в детский сад.
- Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка). Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Один, два, три, четыре, пять вот мы в садике опять!
- Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Мне понравилось, что вы сегодня были активны, хорошо работали. Думаю, что дома вы расскажите своим близким, какие опыты мы сегодня делали на занятии.
- А теперь можете поиграть с воздушными шариками.