Ирина Кряжева
Конспект занятия в старшей группе «Электричество вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Научно-экспериментальная деятельность с помощью цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в старшей группе.
«Электричество вокруг нас»
Цель:
Дать детям представления об электричестве, развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательно-исследовательский интерес.
Задачи:
Образовательные.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Электричество вокруг нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
• обобщать знания детей об электричестве;
• расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку;
• познакомить с устройством батарейки, ее свойствами, познакомить детей со способом использования некоторых плодов вместо батарейки.
Социально-коммуникативные.
• закрепить правилами безопасности при работе с электричеством;
• способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
• развивать интерес к исследованиям и экспериментам;
• воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие.
• развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
• вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Ход организованно-образовательной деятельности:
Воспитатель:
Дети, сегодня я вас приглашаю отправиться в страну Наурандию.
(Под музыкальное сопровождение «Робот Бронислав» дети входят в группу).
Воспитатель переодетый в медицинский костюм.
Здравствуйте, дети! Рада видеть вас в научной лаборатории, а это значит, что мы будем ставить опыты и делать свои открытия. И только тот сможет пройти, кто отгадает мои загадки. (Коллективное отгадывание).
Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту,
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос).
Он разгладил швы и складки.
Всё с одеждою в порядке.
Называется (утюг).
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник).
В: А все вместе они называются?
Дети: Бытовая техника!
В: Как же работают эти приборы, почему?
Дети: Мы их включаем в розетку!
В: Да, там живет электрический ток!
Он рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в
землю или протянутым высоко над землёй, приходит в дома, на заводы и помогает человеку.
Слайд 1. (Электростанция).
Току приходится совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Сверху он одет в резиновую рубашку, а под ней – пучок тонких проволочек.
Показ образца провода.
Слайд 2. (Провода)
Вот по этим проволочкам текут маленькие частицы – электроны. Дальше, ток попадает в розетку, а затем - в электроприборы.
А теперь представьте себе, что ваши пальчики, маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».
Ток бежит по проводам поочерёдно стучат пальчиками одной руки
Свет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки
Чтоб работали приборы: загибают пальцы одновременно на
Холодильник, мониторы, на обеих руках
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс. стучат кулаком одной руки о кулак другой
В: электричество может быть и другом, и врагом, если с ним неправильно обращаться.
Очень опасно играть с ним, дружок!
Зверя зовут электрический ток.
Руки подальше от тока держи,
Пальцы в розетку совать не спеши.
Если попробуешь с током шутить,
Он разозлится и может убить.
Ток – для электроприборов, пойми,
Лучше его никогда не дразни!
Только соблюдая правила пользования электроприборами, электричество будет вашим другом.
В: Ну, что попробуем подружиться с электричеством?
Д: ответ.
В: Посмотрите, я отключила ноутбук от розетки, а он продолжает работать…. И фонарик тоже работает ….? А все потому, что в этих приборах есть батарейки, в которых ток живет и хранится.
Дети, давайте попросим Наурашу рассказать нам об электрическом токе и батарейках?
Прослушивание урока №1.
Итак, батарейка – это источник электрического тока.
А теперь возьмите все по батарейке и посмотрите где плюс, а где минус. Это полюса батарейки, чтобы правильно подключить батарейку, нужно обращать внимание на полюсы.
Проведение опытов с Наурашей.
1. Измерение трех батареек.
Воспитатель показывает блок для батареек, предлагает вставить в него батарейки детям. Измерить наличие электрического тока с помощью датчика. Воспитатель предлагает поставить батарейки в ином порядке и снова измерить.
Фото 1.
2. Хорошая и плохая батарейки.
В: Ребята, батарейки имеют свой срок годности и заряд тока в них не вечен. Попробуйте измерить ток в старой батарейке.
Когда батарейка устаревает, она не обеспечивает прибор током. Датчик Наураши ничего не показывает.
И могут нанести вред всей природе, ведь вещества, из которых сделана батарейка, ядовиты. Нужно правильно избавляться или как говорят взрослые, утилизировать батарейки в специально отведённые контейнера.
Слайд 3.
- Рефлексия. Дети танцуют под песню Батарейки из мультфильма «Фиксики».
- Нам уже известно, что можно получить электричество не только по проводам, но и с помощью батарейки, потому - что происходит реакция - разделение “плюсов” и “минусов”.
Посмотрите на наших овощах и фруктах нарисован знак опасности: молния. Что это может значить?
Д. Ответы.
Оказывается, они проводят электричество и могут работать как батарейка, в которой специальное химическое вещество.
В. Обратимся к Наураше. Работа в цифровой лаборатории
Опыты “Электрояблоко”, «Электролимон», “Картофель под напряжением”.
В лаборатории дети под руководством воспитателя проводят измерение электрического тока.
1. Что мы хотим узнать? (Действительно ли фрукты и овощи могут вырабатывать электричество)
2. Как мы это можем сделать? (взять плод, вставить специальные пластинки, подсоединить их к датчику электричества). Воспитатель объясняет детям, что для того, чтобы реакция началась и мелкие частички - атомы - начали заряжаться зарядами “+” и “-”, в плоды нужно вставить специальные пластинки (демонстрирует электроды).
3. Дети рассматривают пластинки из разных материалов.
Одинаковые ли эти пластинки? Чем они отличаются? (Пластинки отличаются цветом)
Они разного цвета, потому что сделаны из разного материала: серебристый - цинк, золотистый - медь.
Воспитатель предлагает детям алгоритм проведения опыта, дети рассматривают его, озвучивают этапы его проведения.
4. Воспитатель предлагает, выбрать по желанию плод и проделать опыт.
Фото 2.
Воспитатель предлагает детям озвучить результаты опыта и сформулировать вывод. (“Фрукты и овощи могут вырабатывать электричество, поэтому их можно назвать электроплодами. ”)
В: Мы отлично потрудились ребята и узнали много нового. От чего работают приборы? Где живет ток? Сколько полюсов у батарейки? Что с ними делать, если они перестали работать? Почему овощи и фрукты работают как батарейки и получили названия «Электроплоды».
А сейчас настала пора попрощаться с Наурашей и покинуть лабораторию. Под песню «Робот Бронислав» дети уходят.