Кристина Галенских
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Волшебное электричество».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данкова
Конспект ОД
по познавательному развитию
с использованием экспериментальной деятельности
группе
«Волшебное электричество»
Составила:
воспитатель
старшей логопедической группы
Галенских Кристина Александровна.
2016 год.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе „Волшебное электричество“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность.
Образовательные задачи:
- Закреплять знания о понятии электричество.
- Познакомить детей с причиной проявления статического электричества,
- Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие задачи:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,
- Развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей;
- Развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий;
- Развивать связную, диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением, согласовывая слова в роде и падеже;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Вызывать радость открытий, полученных из опытов,
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
воздушный шар;
волшебная палочка;
записка;
музыкальное произведение «Где водятся волшебники»;
костюм волшебника Электрода;
пластмассовые расчески по количеству детей;
лоскутки шерстяной ткани по количеству детей;
воздушные шары;
3 емкости с перцем и сахаром;
вода;
сито;
пластмассовые ложки по количеству детей,
трубочки по количеству детей.
Предварительная работа: беседы «Что такое электрический ток», «Откуда берется электричество», «Электричество в природе».
Разучивание пальчиковой гимнастики «Ток бежит по проводам».
Дидактическая игра «Можно или нельзя».
Разучивание физкультминутки «А сейчас немного отдохнем».
Ход ОД:
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки вперед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)
Будем дружно мы играть.
Мир хотим мы открывать (идут по кругу).
Вы верите в чудеса, волшебство. Кто может сотворить чудо? А вы знаете, что мы с вами можем стать волшебниками? Как мы это можем сделать? (ответы детей).
Стук в дверь. За дверью воздушный шар. В нем посылка волшебная палочка и записка.
«С помощью волшебной палочки вы сможете познакомиться с одним чудесным явлением и научитесь творить чудеса. А что это за явление вы узнаете, отгадав загадку».
Загадка. Кто по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно.
Воспитатель. Правильно. Это электричество (зажигает волшебную палочку).
Что вы знаете об электричестве? Что такое электрический ток? Откуда берется электричество? (Электричество живет в розетках, с его помощью работают электрические приборы. Электрический ток похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны. Электрический ток вырабатывают на электростанциях).
Ребята, как вы думаете, электричество делают только на электростанциях или оно где-то еще есть? (электричество встречается в природе - это молния, светлячки используют электричество, электрический скат).
Воспитатель: Полина, тебе, наверно, жарко сними свитер, а вы ребята послушайте и внимательно посмотрите, что сейчас произойдет (слышно как потрескивает свитер, волосы наэлектролизовались и встали дыбом). Почему это произошло?
Это проявление особого вида электричества - статического электричества. Когда вы снимаете через голову свитер, слышите, как он потрескивает? Это не что иное, как статическое электричество, которое возникает при трении свитера о другую одежду. То же самое получается, когда мы причесываемся пластмассовой расческой: она электризуется, и к ней начинают прилипать мелкие кусочки бумаги.
Воспитатель: Чтобы получше познакомиться со статическим электричеством и научиться его получать нам нужно отправиться в путешествие, но необычное, а волшебное.
Сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну Электроландию.
Перенесемся мы туда с помощью волшебной палочки.
Говорим волшебные слова «Раз, два, три палочка гори волшебство нам сотвори».
Покружились вправо, влево. Ребята закройте глаза (звучит волшебная музыка).
Воспитатель надевает костюм.
В. Доброе утро. Разрешите представиться. Я волшебник Электрод. Я слышал, что вы хотите стать волшебниками. Я могу вам помочь. Ведь стать волшебником совсем не сложно, а творить чудеса можно используя обычные предметы, окружающие нас каждый день.
Проходите в мой класс мастерства.
Но перед тем как начать обучение давайте мы подготовим наши пальчики и сделаем их волшебными. Мы превратимся в маленькие частицы электричества и побежим по проводам.
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».
Ток бежит по проводам (поочерёдно стучат пальчиками одной руки
Свет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки)
Чтоб работали приборы: (загибают пальцы одновременно на
Холодильник, мониторы, на обеих руках)
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс (стучат кулаком одной руки о кулак другой)
Воспитатель. Наши пальчики готовы и мы начинаем волшебство.
Для первого чуда нам понадобятся расческа, шерстяная ткань.
Опыт 1. «Волшебные волосы». Воспитатель берет расческу, потирает ею о шерстяную ткань, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».
Вопрос детям: «Почему так происходит?» Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью.
Опыт № 2. 1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).
Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
- Давайте и наши шарики превратим в «волшебные», а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о шерстяную ткань и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в шерстяной ткани живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о ткань. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Вывод: Мы еще раз убедились, что в шерстяной ткани живет электричество.
Опыт №3.«Помоги маме»
Материал: 2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, пластмассовые ложки.
Проведение опыта. Воображаемая ситуация. «Представьте себе, вы решили помочь маме, у вас получилось так, что сахар и перец перемешались, что же делать? Ведь теперь вместо помощи вы маме прибавили работы. Как быть?»
Вариант 1. Можно использовать воду.
Опыт 1. Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).
Вариант 2. Можно использовать мелкое сито.
Опыт 2. Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).
Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.
Опыт 3. Дети потирают пластмассовые ложки о шерстяную ткань и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому его частички под влиянием электричества прилипают.)
Опыт 4. «Прыгающая бумага». Воспитатель берет расческу, потирает ею о шерстяную ткань, дотрагивается до бумаги, разорванной на мелкие кусочки. Бумага прилипает к расческе. Это происходить под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью.
А теперь пришла пора поиграть нам детвора.
Физкультминутка.
А сейчас немножко отдохнем.
Быстро встаньте, улыбнитесь!
Выше, выше потянитесь!
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите!
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленками коснитесь,
Сядьте – встаньте, сядьте – встаньте!
И на месте пробежитесь!
Все, достаточно садитесь.
После игры дети встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: мы привыкли, что электричество- это не волшебство, а наш помощник. Как оно нам помогает. У меня есть вот такой помощник- утюг (включаю в розетку). Что происходит? (он нагревается, капаю капельку воды, утюг шипит). Можно дотронуться до него рукой. Нет, Почему? А можно оставить его без присмотра. Нет. Почему?
Поэтому электричество это не только волшебство, но и фактор повышенной опасности. При обращении с ним нужно соблюдать правила безопасности. Давайте их вспомним. В этом нам поможет тетушка Сова. Проходите на стулья.
Воспитатель. Ребята, расскажите мне о правилах безопасности при обращении с электричеством.
(Дети подходят к столу, берут по одной карточки и рассказывают, что она означает).
- пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
- уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
- не играй с розетками!
- не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
- не вставляй в розетку посторонние предметы!
-не заливай водой горящие электроприборы!
Воспитатель: Вдаль человечество твердо шагает
Спутник надежный ему помогает:
Так же, как воздух, огонь и вода,
Ток электрический с нами всегда!
Чтобы он был не врагом нам, а другом,
Чтобы уметь ладить с ним без испуга,
Чтоб не случилась беда с вами, дети,
Помните правила важные эти!
Воспитатель. – А сейчас давайте проверим, как вы запомнили эти правила и поиграем в игру «Можно или нельзя» (если можно хлопают руками, нельзя топают ногами).
- включать детям утюг без присмотра взрослых
- протирать включенный телевизор влажной тряпкой
- совать руку в стиральную машинку
- включать настольную лампу на батарейках
- тянуть электрический провод руками
- вставлять в розетку посторонние предметы
- дотрагиваться до оголенного провода
- играть с машинками на пульте управления
В: Ребята, вам понравились наше путешествие. Пришло время возвращаться в детский сад. Нам поможет волшебная палочка. Говорим волшебные слова «Раз, два, три палочка гори в детский сад нас отнеси».
Покружились вправо, влево. Ребята закройте глаза (звучит волшебная музыка).
Воспитатель снимает костюм.
Воспитатель. Вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие. О чем мы говорили? (об электричестве). Электричество друг или враг? Где оно живет? Молодцы, ребята.