Анна Рубанникова
Конспект познавательного занятия «Основные законы бесконфликтного существования»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие : «Основные законы бесконфликтного существования»
Цель: Знакомство детей с основами бесконфликтного общения.
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «конфликт», «компромисс», «добро», «зло»;
- развивать личностные качества, как эмпатия, толерантность;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
Публикация «Конспект познавательного занятия „Основные законы бесконфликтного существования“» размещена в разделах
Оборудование: слова - грубость (вежливость); ненависть (любовь); обман (доверие); злость (доброжелательность); унижение (уважение); равнодушие (внимательность). картинки- настроения; рисунки про осликов.
Эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживании других людей.
Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.
Доброта - это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, деликатность по отношению к другому человеку.
Компромисс – согласие на основе взаимных уступок.
Толерантность - быть терпеливым.
Ход занятия:
1 Ребенок: Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
2 Ребенок: Здравствуйте! -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "Здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.
3 Ребенок: Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин)
Воспитатель: Давайте и мы на капельку радостней, добрей сделаем нашу жизнь.
-А как мы можем это сделать?
-Что для этого нужно? (Ответы детей) Правильно. Мы должны жить без ссор, помогать другим людям, не оставлять в беде друга.
Поздоровайтесь глазами, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свое настроение: кто- то возбужден, кто- то может быть огорчен.
Давайте отвлечемся. В этом нам поможет «Волшебный мешочек».
И тема нашего занятия – «Основные законы бесконфликтного существования».
То есть, как мы должны жить, чтобы у нас при общении с другими людьми не было ссор.
Наше мироощущение, удовлетворение жизнью зависят не только от деловых успехов и материального благополучия, но, в большей мере, от того, как складываются взаимоотношения в семье, учебном и трудовом коллективах, общественных местах. Искусству общения учатся всю жизнь.
Очень хороший педагог, замечательный человек В. А. Сухомлинский писал:
«Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание - это радость или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.
Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встает и говорит свою отличительную черту, начиная со слов:
«Я отличаюсь от других людей тем, что я. " (Проводится игре.)
Молодцы! И что же мы можем сказать? Что все люди разные, многим отличаются друг от друга. Что все мы очень разные. Правда? Все мы и наши друзья не похожи друг на друга. Есть весельчаки и плаксы, непоседы и зануды, трудяги и ленивцы, смельчаки и осторожные. И это хорошо, что все мы разные, иначе было бы нам скучновато.
Стань добрым волшебником.
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого -
Одно удовольствие, честное слово!
Воспитатель: А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо. ( Ответы детей: доброта, отзывчивость, умение любить, дружить, помогать друзьям и прочие.)
Воспитатель: Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основы человеческого счастья. Хорошо, что сейчас возрождаются эти понятия.
Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. Но человека, который никогда, ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым.
Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Если ссора все же состоялась - миритесь.
- А как вы понимаете слово «конфликт»? (Ответы детей.)
Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.
В жизни немало страниц
Мрачных, тяжелых, суровых.
Хочется дружеских лиц,
Хочется доброго слова.
Хмурый, неласковый день.
Тучи нависли свинцово.
Как не хватает нам всем
Теплого, доброго слова!
Вывод отсюда простой,
Это любому понятно:
Маленькой кошке и той
Доброе слово приятно.
Пусть тишина и покой
В сердце поселятся снова!
Пусть на планете земной
Царствует доброе слово!
Воспитатель. Вначале мы с вами говорили о тех качествах, которыми должен обладать человек: доброта, отзывчивость, умение любить и помогать. А как вы понимаете слово - доброта»? (Ответы детей.)
Доброта - это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, деликатность по отношению к другому человеку.
Деликатный человек - вежливый, мягкий в обращении;
Отзывчивый - легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь:
Чуткий - отзывчивый, сочувствующий другим людям.
Но часто рядом с добром идет зло.
Зло - это все плохое, вредное: грубость, жадность, ненависть, равнодушие.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало.
Гораздо лучше, чем большое зло.
Воспитатель: А сейчас вам задание.
Задание: заменить все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу:
- грубость (вежливость);
- ненависть (любовь);
- обман (доверие);
- злость (доброжелательность);
- унижение (уважение);
- равнодушие (внимательность).
Воспитатель: Молодцы! Вот какими добрыми качествами должен быть наделен каждый человек. Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту.
Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов. Эффективное общение - это одна из важных основ разрешения конфликтов.
Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Ситуации:
1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- не скажете ничего;
- пожалуетесь учителю.
2. Один из одноклассников смеется над вашим другом. Как вы поступите?
- будете плакать;
- пожмете плечами;
- будете смеяться над ним;
- будете защищать товарища кулаками.
3. Вам не везет: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?
- будете плакать;
- продолжите играть;
- начнете злиться;
- ничего не скажете.
4. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
- пожалуетесь учителю;
- будете кричать;
- попытаетесь отобрать ее;
- отлупите приятеля.
Воспитатель: Ценное качество в людях - умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника. В таких случаях может возникнуть конфликтная ситуация. Собеседника надо принимать таким, каков он есть. Относиться к нему уважительно. Не навязывать ему свое мнение, впечатление, быть терпеливым. А стремитесь ли вы понять своих близких и друзей? (Ответы детей.) Чтобы легко жилось с людьми, чтобы с ними складывались близкие, теплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь становиться на их место.
А задумывались ли вы о своих недостатках? Какие из них вам удалось преодолеть? (Ответы детей. Например, лень, обидчивость, вспыльчивость.)
Удается ли вам бережно относиться ко времени своих друзей и знакомых? В чем это выражается? (Ответы детей. Например, назначил встречу - приди вовремя, не можешь - предупреди заранее.) А теперь давайте посмотрим, так ли вы чутки к настроению другого человека.
Игра: Воспитатель показывает детям картинки- настроения.
Задание: Назвать настроение, изображенное на рисунке: радостный, злой, печальный, спокойный, удивленный, страх, сердитый, счастливый.
Воспитатель: Разрешение конфликта - дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Спокойное поведение во время конфликта значительно снижает напряженность ситуации. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А вы как думаете? (Ответы детей).
При назревании конфликта или при враждебных отношениях с человеком полезно обратиться к нему с просьбой о какой-нибудь услуге. Это подчеркнет его значительность и снизит взаимное недовольство.
- А как вы думаете, что еще помогает разрешить конфликт? (Ответы детей.) Правильно, шутка, юмор, а еще компромисс. Разрешить глубинный конфликт помогает компромисс.
- А вы знаете, что такое компромисс? (Ответы детей.)
Компромисс – согласие на основе взаимных уступок. Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему оппоненту. Тот, кто не боится
идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.
Учитель демонстрирует учащимся рисунок про осликов, где животные «договариваются» о том, в какую сторону им идти.
и договориться, найти компромисс? (Ответы учащихся). Правильно - общее решение можно найти в том случае, если стороны доверяют друг другу и не сомневаются в том, что каждый видит не только свои желания и потребности. При конфликте не исключен и третейский суд - обращение к третьему лицу, авторитетному для обоих людей.
Звучит песня О. Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».
Воспитатель: Ребята, у вас на партах есть памятки от группы «Души прекрасные порывы», которая дает советы на всю предстоящую жизнь.
• Избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков.
• В споре будьте сдержанны и тактичны.
• Никогда никого не упрекайте. Если все – таки упреки прозвучали, и ссора произошла – скорее примеритесь.
• Старайтесь видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе: от этого все окружающие становятся лучше.
Подведение итогов занятия :
Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверьте мне…» Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия вы будете всегда доброжелательными, внимательными, уступчивыми, постараетесь не обижать друг друга, чтобы в группе не возникало конфликтных ситуаций.
Эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживании других людей.
Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.
Доброта - это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, деликатность по отношению к другому человеку.
Компромисс – согласие на основе взаимных уступок.
Толерантность - быть терпеливым.