Давыдова Виктория
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание:
Обучающие задачи:
сформировать у детей понятие «Перелетные птицы»
закрепить представления об осени и ее приметах
сформировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы (Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту).
упражнять детей в умении последовательно рассказывать о птицах с опорой на схему
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что)
активизировать в речи слова и выражения, выражающие приветствие и прощание
Развивающие задачи :
развивать кругозор и мышление детей
совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память
развивать умение анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним
воспитывать патриотические чувства, основанные на ознакомлении с природой родного края и деятельности известных людей России по защите окружающей среды
совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества
Словарная работа:
номинативная лексика: журавль, лебедь, утка, кукушка, ласточка, скворец, грач; клин, шеренга, стайка
предикативная лексика – улетает, курлычет, щебечет, гогочет
адъективная лексика – насекомоядные, водоплавающие, перелетные
Материалы и оборудование
Демонстрационный материал
Проектор, презентация «Перелетные птицы»
Глобус
Раздаточный материал
Разрезные картинки по количеству команд
Схема для составления описательного рассказа о птице
Ход занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и радостно! Подарите друг другу улыбку.
А теперь улыбнитесь нашим гостям! Поздоровайтесь с ними. Мы рады вас видеть.
- Ребята, подойдите, пожалуйста, к окну. Какое сейчас время года? (Осень)
- По каким признакам вы догадались, что наступила осень? (Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди. - Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают. - Начался листопад. - Исчезли насекомые. - Собираются в стаи и улетают на юг птицы. - Дни стали короче, а ночи длиннее. - С полей и из садов убирают урожай. - Люди стали теплее одеваться.)
- Кто из вас знает, какой сейчас месяц? (Ноябрь)
- Это начало, серединка или конец осени?
- Верно. Что-то птиц на улице стало мало, где же они? (Птицы улетели в теплые края. Улетели на юг).
- Птицы, которые улетают в теплые края, называются перелетные.
И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.
- Займите места перед экраном.
II. Основная часть
• Презентация «Перелетные птицы»
Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы улетают только осенью? (Становится холодно, они не могут найти себе пищу).
- Птицам не страшен холод, их тело покрыто перьями, им страшен голод.
Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают готовиться к отлёту.
- Посмотрите на экран, назовите перелетных птиц (Ласточка, скворец, кукушка)
- Как вы думаете, чем питаются эти птицы? (Насекомыми)
- Правильно. Это насекомоядные птицы. Они улетают самыми первыми. Осенью многие насекомые исчезают: прячутся или погибают. Поэтому насекомоядные птицы улетают в теплые края, где много насекомых.
(следующий слайд)
- Назовите этих птиц (Журавли, аисты, утки, лебеди, дикие гуси.)
- Как вы думаете, чем они питаются? (Рыбой)
- Правильно. Это водоплавающие птицы. Они улетают позже всех, когда замерзают водоёмы.
- А знаете ли вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? (Ответы детей)
- У разных птиц свой порядок :
Журавли летят клином. Такое построение сохраняет силы птицам они могут лететь долго Первым летит вожак. Он сильный и выносливый. А если вожак устает, его сменяет другая птица, чтобы он отдохнул.
Гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу,
Утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу,
Мелкие птички порядка не любят: летят стайками,
А кукушки летят в одиночку.
- Птицы летят и днем и ночью, опускаясь на землю для чего? (Для отдыха и кормления)
• Игра «Угадай птицу по голосу»
Воспитатель:
- Иногда они летят так высоко, что можно услышать только их голоса. Закройте глазки и послушайте: Это курлычат журавли, щебечут ласточки, гогочут дикие гуси, кукуют кукушки, кричат грачи (Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»).
- Открывайте глазки. Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай птицу по голосу»
Дети прослушивают голоса птиц и называют, кто это и что делает (активизация глагольной лексики)
• Физминутка «День и ночь»
-1-2-3-4-5
Предлагаю поиграть.
Вокруг себя обернитесь –
В птиц перелетных превратитесь!
- Когда звучит музыка - мы свободно летаем по группе. С окончанием мелодии приземляемся для отдыха.
• Упражнение перед глобусом «Доскажи словечко»
Воспитатель:
- А теперь я расскажу вам, где зимуют перелетные птицы.
А вы не спешите, название птицы подскажите.
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
В Крыме зимует черный…грач.
Разносчик добрых он вестей –
Несёт родителям детей.
И, судя по всему, смекалист:
В Японии зимует…аист.
Осенью клином в Египет стремится
Длинноногая перелётная птица.. журавль
Птица в Греции плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива… Лебедь
Хоть жара, хоть ветер дует –
Даже в Африке кукует.
Ни красотка, ни дурнушка,
А зовут её …кукушка
- Они все разлетаются в разные страны, но весной возвращаются на родину в Россию.
• Упражнение «Собери картинку»
Воспитатель:
- Обратите внимание на цвет футболок и найдите свой стол.
- Ребята, перед вами лежат картинки. Ваша задача: собрать картинку с изображением птицы и рассказать, что вы знаете о ней.
• Составление предложений о птице с опорой на схему
Название
Особенности внешнего вида
Среда обитания
Питание
Воспитатель:
- Ребята, вы - кадеты, и я уверена, что знаете, кто такой В. В. Путин? (Президент РФ)
- Даже при большой занятости, он очень любит природу, заботится о ней. Однажды он совершил полет по маршруту перелетных птиц. Предлагаю посмотреть на экран
• Видеосюжет
Воспитатель:
- Вам хотелось бы совершить такой полет?
III. Заключительная часть
Воспитатель:
- Что нового и интересного вы узнали о птицах?
- О чем вы можете рассказать своим родителям и друзьям?
- В следующий раз я расскажу вам о птицах, которые остались с нами зимовать.
- Поблагодарим гостей за то, что были с нами и скажем им «До свидания»