Валентина Петровна Кудрина
Конспект занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с неофициальными символами России.
Задачи:
- Дать знания о неофициальных символах России : матрешка, гармонь, самовар, береза.
- Закрепить представления детей о стране, в которой живем, государственной символикой России.
- Обогатить словарный запас детей.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Воспитывать уважительное отношение к символам, понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Неофициальные символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Оборудование: письмо в конверте, записи игры на гармони, гармонь, самовар, лапти, туесок, берестяной бочонок, макет березы, фотоаппарат, изображения символов России официальные и неофициальные.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и встают в круг.
- Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверное, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Что мы желаем человеку, когда говорим: «Здравствуйте!»
Правильно, здоровья. Давайте, мы поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья.
- Пришла я сегодня в детский сад и увидела на столе в группе письмо. Я его еще не читала, предлагаю открыть вместе и прочитать.
Письмо:
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Элли! Живу я в Изумрудном городе. Я очень люблю путешествовать и заводить новых друзей. И очень хочу посетить вашу страну. Но приехать пока не могу. Прошу вас рассказать мне что- то интересное о вашей замечательной стране. Пишите, буду ждать ответа! Ваша Элли!»
- Ну что ребята, расскажем Элли о нашей стране и чем она знаменита? Скажите, как называется наша страна? (Россия). Как называется столица России? (Москва) Какие символы есть у нашей России, что отличает ее от других стран? (Герб, флаг, гимн)
- Молодцы! Я предлагаю вам отправиться на экскурсию, где мы познакомимся с другими символами России, по которым люди узнают нашу страну, даже если они в ней не были. Эти символы, когда – то давно придумал русский народ и называются они неофициальными. Я предлагаю нам с вами взять фотоаппарат и запечатлить то, что мы увидим. А потом эти фото отправить Элли.
Давайте закроем глаза, сделаем глубокий вдох, я посчитаю, и мы очутимся в музее символов России.
«Раз, два, три, четыре, пять, пора глазки открывать!»
- Начинаем нашу увлекательную экскурсию. Чтобы нам определиться, к какому экспонату мы пойдем, я предлагаю отгадать загадку.
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки,
Что за куколки? (Матрешки)
Родилась матрешка более чем 100 лет назад. Выточил ее токарь – игрушечник Василий Звездочкин, а расписал русский художник Сергей Васильевич Малютин. Делали матрешку из дерева, начиная от самой маленькой до самой большой. Изготавливали ее мужчины, а расписывали женщины. Как вы думаете, почему ее назвали Матрешкой? Раньше девочек называли Матрена, Матренушка, Матрешка. Отсюда и пошло название. В России есть два города, где делают матрешек – Сергиев Посад и Семеново. Они отличаются друг от друга.
Как вы думаете матрешку делал добрый или злой человек? Почему? Матрешку любят и взрослые и дети.
Давайте с вами поиграем.
Хлопают в ладошки дружные матрешки.
На ногах сапожки, топают матрешки.
Влево, вправо наклонились,
Всем знакомым поклонились.
Девочки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладошки веселые матрешки.
- Давайте сфотографируем наших матрешек. (взять картинку с матрешками)
- Продолжаем нашу экскурсию. Послушайте стихотворение А. Прокофьева.
Люблю березу русскую, то светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках.
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.
Береза - это русское дерево и нет другого дерева, у которого был бы белый ствол. Береза считалась счастливым деревом, которое оберегало от зла, приносит здоровье и добро. Из березы делали мебель, посуду, украшения, обувь, береста служила первой бумагой, на которой писали.
Лапти – обувь удобная и мягкая. Такой обуви, как говорили раньше, нога радуется. Плетением лаптей занимались мужчины зимой, когда не надо было много работать, как летом и осенью. Лаптей за зиму надо было сплести много, так как они были непрочными. Мужик в плохую погоду изнашивал за неделю не меньше двух пар лаптей. Мужчина в каждом доме обеспечивал всю семью лаптями, да и на продажу плел. Плести лапти было делом трудным и долгим. Самые ловкие успевали за день сплести до пяти пар. Плести начинали с пятки. Лапти были сплетены с одной колодки и не отличались на левый и правый лапоть. Ноги в лаптях не замерзали и не промокали. Летом в них легко и не жарко.
Так же из коры делали туески, короба для хранения продуктов.
Вокруг березы водили хороводы, пели песни, повязывали ленточки на ветки и загадывали желания.
Давайте сводим с вами хоровод.
Хоровод «Березонька»
Посмотри береза мы к тебе идем,
Яркие платочки мы тебе несем. (идут по кругу)
Золотые листики золотом горят,
Кружится с платочками хоровод ребят. (кружатся)
Девочки к березке ближе подойдут,
Яркими платочками весело взмахнут. (в центр и обратно)
Разошлись ребятки и пошли гулять,
Про березку песню нежно напевать. (идут по кругу)
Давайте сделаем фото березы и то, что из нее делают.
- Продолжаем. Отгадайте загадку.
Тут же сразу тянет нас
На частушки и на пляс,
Если весело Сережка
Заиграет на … (гармошке)
Гармошку делали во многих городах. Музыканта, который на ней играл называли гармонистом. Играть на ней непросто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на клавиши-кнопки. Трудность еще в том, что гармонист не видит этих кнопок, он играет на ощупь. Он сморит на небо, солнце, природу, людей, которые пришли его послушать. Исполняли разные песни – грустные, веселые, плясовые, протяжные. Ни один праздник не обходился без гармошки. Каждый гармонист украшал свою гармошку рисунком, колокольчиком, ставил подпись. Нажимает гармонист на клавиши, и гармошка начинает разговаривать – грустно или весело. Давайте с вами представим, что в руках у нас гармошка и поиграем немного.
Вот как пальчики шагают
И на кнопочках играют,
Раздвигаются меха – веселись моя душа.
А теперь давайте послушаем, как звучит гармошка. А вы попробуйте по звучанию определить, как надо двигаться под эту музыку.
Давайте сфотографируем нашу гармошку.
- Продолжаем нашу экскурсию. Отгадайте загадку.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит. (самовар)
Много легенд ходит о том, где появился самовар. Но все же родиной считают Тулу. Тогда было много мастеров – самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и кранику. Только на Руси пили чай из самовара. Внутри самовара находится труба. В нее засыпали готовые сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальном установленном наверху приспособлении устанавливали заварной чайник. Главным материалом для изготовления самовара служила медь зеленая (латунь) и красная (сплав меди и цинка).
На Руси говорили: «Как золотое яблочко всю землю огибает, так и русский самовар за столом близких людей объединяет» Русские люди всегда любили собираться за русским самоваром и чаевничать – пить чай, и всегда любили принимать гостей. К чаю всегда подавали бублики, пироги, блины. Подавать чашку за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье!». Принимая чашку гости отвечали: «Спасибо!»
Давайте и мы попробуем передать чашку друг другу, как это принято было раньше.
Давайте сфотографируем наш самовар.
- Вот и закончилась наша экскурсия. Вам понравилось? Что мыс вами видели и о чем говорили? Что больше всего понравилось?
Я предлагаю положить все фотографии в конверт и отправить его Элле. Пусть она познакомится с нашей замечательной страной и тем, что в ней есть.
В конверт складывают фото и подписывают. Занятие окончено.