Галина Калала
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию
"Неофициальные символы России"
Цель : познакомить детей с неофициальными символами России.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с неофициальными символами России : матрешкой, балалайкой, березой, валенками, ромашкой и другими.
-закрепить представления детей о государственных символах России (герб, флаг, гимн).
-обогатить словарный запас детей новыми словами.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию „Неофициальные символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
-создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу.
Развивающие :
-развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей
Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к символам России, понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны
-воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Дети заходят в зал под музыку «У моей России».
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на огромной планете Земля: на ней очень много разных стран и народов и у каждой страны,у каждого народа -свой язык, своя культура, свои национальные обычаи и традиции. А еще каждая страна, неважно будь она самая маленькая или самая большая (как наша Россия) имеют свои государственные символы - герб, флаг и гимн.
Воспитатель: Скажите, в какой стране мы с вами живем?
Дети: Мы живем в России!
Воспитатель: Правильно. Мы живём в прекрасной стране, мы живем в России. Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное. Ребята, а еще уезжая куда-то далеко, вы вспоминаете не только яркое солнышко, красавицу матрешку, белоствольную березку, ромашку, но и свой родной дом, свой родной город.
1. Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
2. Россия …Как из песни слово.
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки
Раздолье – русская душа.
3. Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
4. Или степь: от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Воспитатель: Но, кроме гимна, герба и флага, есть еще символы России,
которые прославили нашу страну. Их много, а мы сегодня познакомимся
лишь с некоторыми из них.
В России есть свои народные песни, игры, танцы. Один из символов России-береза. Береза – любимое дерево русского народа, потому что таких таких березовых рощ нет больше нигде в мире.
(выходят девочки в костюмах Березок)
1. Я –деревце российское, я – деревце краса.
Собою украшаю я зеленые леса.
Символом России недаром я зовусь,
Меня увидишь только – сразу вспомнишь Русь.
2. Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В зеленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
2. Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
4. Всем береза нравится,
Ведь она красавица.
Белый ствол, густая крона.
Рассылает всем поклоны.
Хоровод «Во поле береза стояла….»
Воспитатель: Чтобы узнать о каком символе дальше пойдет идет речь, я предлагаю вам отгадать загадку.
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Дети: Матрешки.
Воспитатель: Правильно, это матрешка. Матрешка- символ дружбы и любви. Эту русскую красавицу в косынке и русском народном платье знают и любят во всем мире. Первых матрешек Сергей Васильевич Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, яркий платочек и пёстрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда: у одной сарафан красный у другой синий с цветочками, у третьей малиновый платочек с белыми горошинами назвали красавицу Матрёшей, старинным русским именем.
А о самой матрешке написано много загадок, частушек, стихов.
Кто в гостях у нас бывал
И матрешек не видал.
Тот и матушку Россию до конца не разгадал.
(Выходят девочки и поют частушки)
1. Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,
2. В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
3. Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
4. Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются.
Воспитатель: Наши русские зимы всегда славились своими сильными
морозами, но на помощь человеку приходил следующий символ России, а
какой отгадайте.
Не страшны зимой морозы
Ни большим, ни маленьким.
Что нам зимушки угрозы. Мы обуем … (валенки)
Дети: Валенки.
Воспитатель: Валенки- теплый символ России, исконно русская обувь. Валенки были весьма дорогим удовольствием. Изготовление валенок дело долгое и тяжелое, поэтому к валенкам относились с большой аккуратностью, их берегли и передавали следующему поколению. А семью, в которой все носили валенки, считали богатой.
Игра «Валенки»
Еще одним символом России является цветок, отгадайте какой?
Стоит в поле кудряшка-белая рубашка
Сердечко золотое- что это такое?
Мы- веселые ромашки.
Любим мы играть в пятнашки.
Золотая серединка и лучи идут кругом.
Мы как солнышко сияем в небе чистом голубом.
Воспитатель: Еще одним символом нашей замечательной России является музыкальные инструменты. Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как звучат эти инструменты и отгадать их название.
Звучит запись игры балалайки и ложек.
Воспитатель: Что же это за инструменты?
Дети: Балалайки и ложки.
Воспитатель: Правильно: первый раз в истории этот инструмент упоминается 300 лет назад. Сначала он назывался брунькой, балабайкой, балабойкой (возможно, от слова «балаболка», а позднее стал называться балалайкой. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у нашего народа. Балалайка может быть задорной и веселой, а может грустить и плакать, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России.
Воспитатель :
Россия – огромная, могучая страна, поэтому еще одним символом
ее является медведь- сильное животное.
Музыкальный оркестр с медведем.
Ведущая: Во все времена русские люди берегли родную землю защищали её от врагов. И всегда на Руси были Богатыри. Они тоже являются символом России. Каких вы знаете богатырей?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, а у нас есть богатыри. Давайте проверим.
Игра для мальчиков «Перетяни канат».
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на наших девочек, на их одежду, обувь. Во что они одеты?
Ответы детей.
А вы знаете, что в далёком прошлом одевались совсем по-другому. Вы хотите узнать и увидеть одежду наших предков? Ребята, что необычное вы увидели? Похожа их одежда на нашу? Чем она отличается? Ответы детей.
Воспитатель: Раньше такую одежду носили все русские девушки. Давайте рассмотрим её повнимательнее. Что одето на девочках?
Дети: Девочки одеты в красивый сарафан, длинный и широкий.
Воспитатель: Это отличительная особенность русского народа – русский народный костюм.
А сейчас мы познакомимся с последним «экспонатом»
выпускает жаркий пар
Древний чайник- (самовар)
Дети: Самовар.
Воспитатель: Самовар- это символ семейного благополучия. Во все времена
самовар занимал почетное место в любом доме. Кто знает, что такое
самовар?
Дети: Устройство для кипячения воды и приготовления чая.
Воспитатель: Самоварчик- так ласково звали его в прошлые времена,
красавец, душа домашних чаепитий. За столом, на котором стоял самовар,
всегда собирались гости, все пили чай и вели добрую, спокойную беседу.
(Показываю детям самовар).
Воспитатель: Конечно же, у нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы, но эти, п один народный символ России, который нельзя положить ни в одну посылку мира! Это русское гостеприимство! Ни один праздник не обходился без главного украшения стола - каравая. Каравай - это большой, круглый, красиво украшенный хлеб с маленькой солонкой на вершине.
Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Посмотрите, к нам тоже сегодня пришли гости, давайте же мы их сейчас поприветствуем.
С давних пор и поныне эти предметы вызывают гордость за богатую культуру русской земли. А в наше время, предметы древности, бережно сохранившиеся, можно найти только в музеях.
Воспитатель: Какой символ вам понравился больше всего?
Воспитатель: А сейчас, ребята и дорогие гости, приглашаю вас за наш стол,
на котором стоит самовар. Будем пить чай и вести дружественную беседу,
как в давние добрые времена на Руси.
Воспитатель берет в руки каравай, дети выстраиваются по обе стороны от воспитателя и экспромтом исполняют известную им песню «К нам гости пришли.
Берегите Россию- без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой.
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию - нет России другой.