Получи документы

Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе (1 фото)

Ольга Жамсаранова
Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе

Цель: создание условий для развития познавательного интереса к уникальному озеру Байкал; формирование экологической культуры дошкольников.

Задачи:

Обучающие:

- расширять представления детей о природе родного края, ее богатстве;

- формировать у детей целостное представление о жемчужине родного края – озере Байкал.

Развивающие:

- закреплять знания детей о свойствах воды: бесцветная, пресная, соленая, прозрачная;

- активизировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования;

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Байкал — жемчужина России“ в средней группе» размещена в разделах

- развивать познавательный интерес, любознательность, логическое мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику рук;

- расширять словарный запас.

Воспитывающие:

- воспитывать осознанное отношение к объектам окружающего мира, бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: беседы об озере Байкал, просмотр иллюстраций и фотографий с изображением озера Байкал, чтение бурятской легенды о Байкале и Ангаре.

Методы и приемы:

проблемно-поисковый: создание проблемных ситуаций;

игровые: игра - имитация, малоподвижные игры;

наглядный: просмотр фотографий и слайдов;

словесный: беседа, объяснение;

практический: экспериментирование, рисование.

Оборудование: фотографии Байкала, мольберт; камни; бумажные макеты рыб; емкости с чистой соленой и пресной водой, емкость с грязной водой, кувшин с фильтром для очистки воды; воронка, ватные диски, макет реки (бумага грязно-голубого цвета 50*400см, с обратной стороны – светло-голубого цвета, бумажный макет озера диаметром около 3м; бытовой мусор (пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки, целлофановые пакеты, мусорный мешок, пластиковые ложки, пластиковые стаканы; светло-голубая гуашь, кисти, лист А4, салфетки; вода бутилированная «Байкал».

Ход НОД

1. Мотивационный этап

Дети проходят в зал, присаживаются на стульчики.

Воспитатель: «Добрый день, ребята. Сегодня я предлагаю нам отправиться в небольшое путешествие. А куда именно, попробуйте догадаться:

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

Это озеро -(ответы детей: «Байкал»)

В окруженье диких скал».

Воспитатель: «Действительно, ребята, это великое озеро Байкал. Как мы можем добраться до озера?»

Дети: «На машине, на поезде»

Воспитатель: «Все верно. Но я вам предлагаю водный путь. Вспомним, как называется река, которая течет в нашем городе».

Дети: «Селенга»

Воспитатель: «Да, это река Селенга. Это самая крупная река, которая впадает в озеро Байкал. Она даёт озеру половину объёма всего речного притока. А теперь закройте глаза и представьте, что мы оказались все в большой лодке. На этой лодке по реке Селенга мы и поплывем к Байкалу».

(дети встают и с воспитателем подходят к макету реки, на котором в хаотичном порядке разбросан бытовой мусор)

Воспитатель: «Дети, обратите внимание, какого цвета вода в реке?»

Дети: «Грязно-голубая»

Воспитатель: «Как вы думаете, почему это случилось?»

Дети: «В реке много мусора»

2. Ориентировочный этап

Воспитатель: «Кто же оставил этот мусор? Что нам делать? Как нужно поступать с отходами, которые остаются после отдыха на природе? Кому или чему могут навредить мусорные отходы?»

Дети: «Мусор оставили люди. Нельзя оставлять мусор на отдыхе. Его нужно собрать и отнести до ближайшего мусорного контейнера. Отходы вредят рыбам, животным, природе».

(воспитатель с детьми собирают мусор в мешок)

Воспитатель: «Мы собрали весь мусор. Заберем его с собой в город и сдадим на утилизацию. Стала ли река чище из-за того, что мы убрали мусор?»

Дети: «Да!»

Воспитатель переворачивает макет реки светло-голубой стороной.

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, если бы мы оставили мусор в реке, что могло бы случиться?»

Дети: «Река унесла бы отходы в Байкал. Погибли бы обитатели реки и озера. Погибли бы деревья, птицы. Озеро Байкал превратилось бы в грязный водоем с водой, непригодной для питья».

3. Исполнительский этап

Воспитатель: «Поменяла ли цвет река? Можно ли мыть руки этой водой или пить эту воду из реки? Почему?»

Дети: «Река стала светлее. Этой водой руки мыть можно, а пить нельзя. Воду нужно очистить».

Воспитатель: «Дети, я предлагаю причалить к берегу. Здесь находится станция по очистке воды. Мы с вами можем попробовать, как настоящие ученые, очисть воду».

Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых стоят емкости с чистой соленой и пресной водой, емкость с грязной водой, фильтры для очистки воды, емкости с песком, лежат камни, пластиковые ложки.

Воспитатель: «Дети, перед нами небольшая лаборатория по очистке воды. Предлагаю сначала определить, в какой емкости вода пресная, а в какой соленая. Как это можно узнать?»

Дети: «Попробовать на вкус»

Двое детей пробуют воду на вкус из разных емкостей, зачерпнув ее ложками.

Воспитатель: «Какую воду мы пьем – соленую или пресную?»

Дети: «Пресную»

Воспитатель: «В каких водоемах вода соленая, а в каких пресная?»

Дети: «Пресная вода – в реках, ручьях, озерах, а соленая – в морях и океанах».

Воспитатель: «Байкал – самое большое природное хранилище пресной воды. Его запасов хватило бы напоить в 10 миллионов раз больше человек, чем живёт на Земле. То есть, озеро Байкал – это не только достояние нашей республики – Бурятия, но и достояние всей России. И мы должны бережно относиться к нему».

Воспитатель: «Чтобы пить воду из рек и озер, что нужно сделать?»

Дети: «Очистить ее»

Воспитатель: «Перед нами емкость с грязной водой. Как можно ее очистить от песка, камней, грязи? С помощью чего?»

Дети: «С помощью фильтра»

Воспитатель: «Действительно, дома практически у каждого есть фильтр для очистки воды. Сегодня я принесла кувшин с фильтром для очистки воды. Нальем в него грязную воду и через некоторое время посмотрим, что произойдет».

Воспитатель или ребенок наливают 1 литр грязной воды в кувшин с фильтром для очистки воды и убирают его на время в сторону.

Воспитатель: «А если мы отдыхаем на природе, забыли взять с собой воду, но поблизости есть река, как очистить воду, чтобы использовать ее для питья?» (ответы детей)

Воспитатель: «Предлагаю нам самим смастерить фильтр для воды. Возьмите пластиковый стаканчик, сверху поставьте воронку. В воронку положите ватный диск. Налейте грязной воды до края воронки. Теперь немного подождем».

Дети и воспитатель наблюдают, как чистая вода постепенно просачивается сквозь ватный диск, а на нем остается грязь.

Воспитатель: «Дети, обратите внимание, что в кувшине с фильтром для очистки воды и в ваших устройствах происходит один и тот же процесс – очистка воды от грязи. В походных условиях мы можем ее использовать для питья. А для того, чтобы в наши дома поступала чистая вода, существуют очистные станции, где работники не только удаляют грязь, но и специальными средствами уничтожают вредные микробы, которые живут в воде».

Воспитатель: «На станции мы тоже не будем оставлять мусор, выльем воду, а пластиковую посуду соберем в мусорный мешок для дальнейшей утилизации»

Воспитатель и дети освобождают стаканы от воды, собирают ложки, ватные диски, стаканы в мешок.

Воспитатель: «Продолжим наше путешествие. Чтобы мы гребли веслами быстрее и скорее добрались до озера, предлагаю сделать небольшую зарядку:

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)

Берег слева, берег справа. (повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди. (потягивания — руки вперёд)

Сверху мостик — погляди. (потягивания — руки вверх)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (плавательные движения)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (ходьба на месте)

И на травке отдыхаем».

Воспитатель и дети подходят к макету озера и мольберту с фотографиями Байкала, дети рассматривают фотографии, воспитатель рассказывает.

Воспитатель: «Вот мы и у цели. Это озеро Байкал. Это озеро – священный дар природы. Я хочу рассказать вам о Байкале, чтобы вы могли гордиться, что живёте рядом с таким замечательным озером. Вода в озере настолько чиста, что можно разглядеть камушки на его дне и плавающих рыбок. Байкал – одно из древнейших озёр планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют «Батюшкой», и мы представляем себе озеро этаким старцем. И хотя его возраст 25 миллионов лет, он ещё молод. Со всех сторон озеро окружают горы и нагорья с многообразием растительности – тайгой. Тайгу населяют различные животные: медведи, волки, козы, соболь и так далее. И все эти животные утоляют жажду в Байкале или в ручьях, реках и речушках, впадающих в него».

Воспитатель: «Дети, напомните, пожалуйста, бурятскую легенду о Байкале и Ангаре».

Дети рассказывают легенду: «В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман-камнем».

Воспитатель: «Да, так случилось, что всего одна река вытекает из Байкала, а впадает в него 336 рек. Одну из них мы сегодня очистили от мусора и помогли Батюшке-Байкалу и его обитателям. Посмотрите, дети, изменило ли озеро свой цвет? Видны ли нам жители Байкала? Предлагаю помочь озеру приобрести свой светло-голубой оттенок с помощью красок и кистей. Нас хоть и не 336 человек, но несколько рек, впадающих в Байкал мы спасем. Сейчас каждый из вас возьмет светло-голубую краску и нарисует на листе бумаги чистую, прозрачную реку, впадающую в Байкал».

Дети рассаживаются за столы, рисуют реку. Воспитатель в это время переворачивает макет озера на светло-голубую сторону.

Воспитатель: «Теперь возьмите свои рисунки, разложите их вокруг макета озера. Посмотрите, цвет озера изменился, стал светлее. Мы с вами говорили о том, что в Байкале водится много рыбы, но посмотрите, какой — то он у нас безжизненный. Давайте его заселим рыбками, и будем делать это с любовью. Когда будете класть на дно озера рыбку, говорите Байкалу ласковые слова. Например, «прекрасный Байкал».

Дети раскладывают на макете озера макеты рыбок, камни, приговаривая ласковые слова.

4. Рефлексивный этап

Воспитатель: «Молодцы, дети, справились с заданием. Думаю, Батюшка Байкал будет вам очень признателен за заботу. Именно так он и должен выглядеть: светлый, прозрачный и, самое главное, чистый. А теперь расскажите, что вам понравилось в нашем небольшом путешествии?»

Дети отвечают.

5. Перспективный этап

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы говорили о Байкале, о том, что нужно беречь природу, не оставлять мусор, чтобы обитатели озера не погибли. А кто же населяет озеро Байкал? Какие рыбы? Какие животные живут в тайге вокруг Байкала? Предлагаю вам дома с родителями поговорить на эту тему. Можете нарисовать понравившегося вам обитателя озера, а на следующем занятии расскажите нам о нем.

И, напоследок, Батюшка – Байкал за ваши добрые дела решил угостить вас своей чистой, прозрачной и полезной водицей, чтобы вы росли здоровыми, умными, бережливыми».

Воспитатель раздает детям байкальскую воду.

Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе
Публикации по теме:

Конспект НОД «Как звери живут в лесу зимой» по познавательному развитию в средней группеКонспект НОД «Как звери живут в лесу зимой» по познавательному развитию в средней группе «Как звери живут в лесу зимой" (занятие по познавательному развитию в средней группе) Цель: Ознакомление детей с жизнью диких зверей в.

Конспект НОД по познавательному развитию «Мой поселок» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Мой поселок» в средней группе Цель: уточнить и расширить знание детей о родном поселке. Утром рано мы встаем, поселок видим за окном. Он проснулся, он живет, нас на.

Конспект НОД по познавательному развитию в младше-средней группе «В гостях у сказки» Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях. Задачи:1) Закрепить умения детей угадывать знакомые сказки. 2) Развивать.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань — жемчужина России»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань — жемчужина России» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Кубань -жемчужина России" Программное содержание: Уточнить знания о.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Наша армия»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Наша армия» Программное содержание:Образовательные:Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с родами войск,.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей Задачи: Образовательные: - расширять знания о внешних признаках,.

Конспект ОД по познавательному развитию «Наша армия» в средней группеКонспект ОД по познавательному развитию «Наша армия» в средней группе Цель: уточнение представления детей о нашей армии. - познакомить с родами войск, военными профессиями; - учить самостоятельно рассказать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Зимние забавы» Конспект занятия познавательного развития в средней группе: «Зимние забавы» Цель: - Повторить с детьми признаки и особенности зимы; закреплять.

Проект «Байкал — жемчужина Сибири» Цель: Сформировать у детей представления о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, география, климат, вода); об уникальности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе
Опубликовано: 9 мая 2020 в 17:04
+123Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД