Лариса Щеглова
Познавательное развитие детей посредством занимательных математических игр и геометрических конструкторов
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие детей посредством занимательных математических игр и геометрических конструкторов
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Наша задача – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. Одним из составляющих компонентов успешности обучения дошкольника выступает познавательная активность, которая формируется в результате введения в деятельность детей дошкольного возраста элементов поисковой, предметно-практической деятельности, решения проблемной ситуации. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Это счетные палочки, наглядные модели, палочки Кюизенера, игры-головоломки (геометрические конструкторы) и другие. Они помогают дошкольнику понять и полюбить сложный для него абстрактный мир чисел и фигур, способствуют развитию пространственного воображения и мышления. Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Из них дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяя их. Ребята составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, мебель, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырёхугольники разных размеров и разным соотношением сторон. А затем опять предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрическая фигура используется теперь в качестве образца для определения формы предмета. Возможно составление геометрических фигур по заданию, по условию, из определенного количества палочек, элементарное преобразование составленных фигур. Всё это способствует развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур. В познавательном развитии детей используют игры на составление целого из частей (геометрической фигуры, изображения) и на воссоздание силуэтов из набора геометрических фигур. К ним относятся игры: «составь картинку», магнитные фигурки, геометрические мозаики и другие. В процессе этих игр дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку по образцу, указанию педагога, по собственному замыслу.
Темочки:
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Конструкторы для детей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
Палочки Кюинезера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом.
Игры-головоломки или геометрические конструкторы также являются эффективным средством умственного развития детей дошкольного возраста. Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображения, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе. Разнообразные геометрические конструкторы («Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо» и другие) позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора (геометрических фигур). Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребёнка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.
Занимательные математические игры способствуют самовыражению детей, развитию интеллекта, самостоятельности. Они помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.