Мария Владимировна Наговицына
Познавательно-творческий проект «Что мы Родиной зовём» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта
Тема: «Что мы Родиной зовём».
Вид проекта : Информационно-творческий, краткосрочный
Сроки реализации: октябрь 2019 г
Участники проектной деятельности : Воспитатель,
дети средней группы, родители.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Что мы Родиной зовём“ в средней группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
* Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде,
районе и городе, в котором они живут, о стране
* Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих
становление ребенка как субъекта разнообразных видов
деятельности
* Воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-
ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
* Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
*Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Проблема: Выяснить с детьми - что мы Родиной зовём.
Актуальность проекта
Родина –слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Общая характеристика проекта
Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:
1. «Мой дом, моя семья»
2. «Мой детский сад»
3. «Моя улица, район»
4. «Мой город Иваново»
5. «Моя страна Россия»
6. Итоговое мероприятие: презентация книжки малышки «Что мы родиной зовём»
Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Социально - личностное развитие
Планирование носит тематический характер, тема одного дня включает содержание одного образовательного блока.
Этапы реализации проекта
1 этап
* Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений
* Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности
2 этап
* Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.
3 этап
* Анализ деятельности по реализации проекта
4 этап
* Презентация результатов деятельности
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
• образовательная деятельность;
• совместная деятельность детей и педагогов;
• экскурсия;
• чтение художественной литературы;
• беседы, ситуативные разговоры;
• слушание музыки;
• игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
• презентации
Формы взаимодействия с родителями :
• консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
• сотворчество детей и родителей.
Формы и методы реализации проекта
День первый - «Мой дом, моя семья»
• Познавательное занятие «Моя семья»
• Беседа «Мой дом»
• Составление рассказов на тему: «Моя семья»
• Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»
• Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»
• Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты)
• Прослушивание аудиозаписей: «Разноцветная семья», «Вся моя семья»
• Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья" Пальчиковая гимнастика «Семья»
• Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"
• Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
• Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
• Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
• Просмотр сказки «Три поросёнка»
• Сотворчество родителей и воспитателя : «Родословное древо нашей семьи»
• Словотворчество на тему: «Детский сад – это…»
День второй - «Мой детский сад»
• Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
• Экскурсия по детскому саду
• Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду»
• Хороводная игра «Каравай»
• Подвижная игра «Дружба»
• Коммуникативная игра «Кто в домике живет?»
• Проблемная ситуация «Почему игрушки обиделись?»
• Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
• Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
День третий - «Моя улица, мой район»
• Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»
• Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада
• Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем»
• Конструирование «Дома на нашей улице»
• Малоподвижная игра «Колечко»
• П/И «Автобусы»
• Сюжетно-ролевая игра «Почта»
• Д/И «Улица, на которой я живу»
• Д/И «Перекрёсток» использование макета микрорайона
• Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»
День четвертый - «Моя страна Россия»
• Рассказ воспитателя «Символы России»
• Презентация «Символы России»
• Чтение о Москве
• Рассматривание кукол в народных костюмах
• Познавательное занятие «Россия – Родина моя»
• Итоговое занятие «С чего начинается Родина»
• Рисование: «Флаг России»
• Прослушивание: гимна РФ, народных песен
• Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель, «У медведя во бору»
• Д/И «Народные промыслы»
• Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и серый волк»
• Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
• Создание фотоальбома «Достопримечательности г. Иваново»
День шестой- «Мой город Иваново»
• Аппликация: «Мой город»
• Хороводная игра «Карусель»
• Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край»
• Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»
• Фоторепортаж «Это мой, это твой, это наш город Иваново»
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта : «Мой дом, моя семья»,
«Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мой город Иваново», «Моя страна Россия».
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Литература
1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»
2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»
3. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»
4. Виноградова Н. Ф. «О родной стране»
5. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»