Марина Веселкова
«Щедрая осень». Познавательно-творческий проект в средней группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«ЩЕДРАЯ ОСЕНЬ»
Познавательно-творческий проект
Реализован педагогами
Веселковой Мариной Викторовной и Арсентьевой Ниной Николаевной
МАДОУ №44 «Рябинушка» Г. Химки.
Продолжительность проекта: сентябрь-ноябрь 2018года
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, специалисты, родители.
Актуальность проекта:
Публикация «„Щедрая осень“, Познавательно-творческий проект в средней группе ДОУ» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
В детском саду мы постоянно работаем в направлении воспитания любви к природе, стараемся рассмотреть ее со всех возможных сторон. Дети среднего дошкольного возраста уже знакомы с понятиями «овощи и фрукты», но для многих из них эти понятия неразделимы, им сложно классифицировать данные объекты по месту произрастания. Не все, также, понимают, как тесно связаны ощущения радости от богатого урожая и нелегкий труд людей в огороде и саду. В то же время, дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них много витаминов, необходимых для роста и развития каждого человека. Кроме того, все, что связано с дарами щедрой осени дарит яркие эстетические впечатления и вдохновение к творчеству.
Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать проект «ЩЕДРАЯ ОСЕНЬ». Дети закрепят названия овощей и фруктов, разберутся, где они растут, познакомятся с трудом садовода и овощевода, узнают, что можно приготовить из овощей, фруктов, грибов, проявят свои творческие возможности, научатся сотрудничеству.
Работа над проектом направлена:
- на систематизацию и расширение знаний детей об овощах, грибах и фруктах и их выращивании;
- формирование представлений о пользе витаминов, их значении для здоровья человека, а, также, на закрепление правил гигиены питания;
- на развитие творческих способностей каждого ребенка;
- проект объединит детей, их родителей и воспитателей в совместной творческой работе, позволит реализовать свои коммуникативные возможности, повысить самооценку его участников.
Цель: создание условий для воспитания экологической культуры, формирования целостной картины мира и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи обучающие:
- учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя различные анализаторы;
- учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов, об уходе за ними;
- формировать интерес к произведениям фольклора об овощах, фруктах (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песенки);
- формировать у детей знания о пользе витаминов, их значении для здоровья человека;
- формировать знания о правильном обращении с садово-огородным и кухонным инвентарем.
Задачи развивающие:
- развивать устойчивый интерес к окружающему миру;
- развивать сенсорные навыки детей;
- в целях безопасности вырабатывать практические навыки самообслуживания;
- развивать изобретательские способности в процессе решения проблемных ситуаций, и в поисковой деятельности;
- развивать творческие способности;
- развивать речь, обогащать словарный запас;
- развивать эмоциональную восприимчивость, коммуникативные способности.
Задачи воспитательные:
- прививать навыки бережного отношения к здоровью (своему и окружающих,
гигиенические правила здорового питания;
- формировать умение проявлять творческую инициативу;
- прививать бережное отношение к природе, уважение к труду человека.
- формировать умение получать удовольствие от совместной творческой деятельности.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
1. Дети научатся называть, классифицировать овощи, фрукты, грибы, усвоят условия их выращивания.
2. Дети получат представления о витаминах, других полезных веществах и их значение для здоровья организма.
3. Дети приобретут практические навыки приготовления салатов и других блюд из овощей, фруктов, грибов, элементарные знания и умения по уходу за растениями.
4. Активизируется речевая активность, обогатится словарь по темам: «Фрукты, овощи, грибы», «Золотая осень», «Труд людей на земле».
5. Родители получат модель творческого взаимодействия с детьми и их педагогами, грамотно и творчески отнесутся к вопросам трудового воспитания, и воспитания здорового образа жизни своих детей.
Подготовительный этап
Воспитатели:
1. Формулировка цели и разработка задач проекта;
2. Составление плана основного этапа проекта;
3. Подбор литературы, дидактических игр, иллюстративного материала по выбранным темам.
4. Подбор аудиозаписей: звуки природы, детские песни об осени, о труде человека, о земных плодах. Видео и слайды по теме.
5. Подготовка родителей к предстоящему сотрудничеству.
Дети с педагогами:
Постановка проблемы: после предварительной работы - чтения сказок «Советы фруктовых фей», «Овощное кафе» и «Овощная больница» из книги «Дары земли» (Лопатина, Скребцова) беседуем о том, почему люди часто болеют, о чем они позабыли. Как помочь им? Выдвигаем варианты решения этой проблемы. «Как Природа заботится о людях?», «Почему осень называют щедрой?», «Сможем ли мы с вами помочь людям? Как?»
1. Подбор книг для мини-библиотеки;
2. Рассматривание муляжей, плакатов с изображением овощей и фруктов;
3. Сравнение свежих и вареных овощей и фруктов для салата, знакомство со способом их обработки, с необходимым кухонным инвентарем; практикум правильного обращения с ножом, теркой в целях безопасности детей.
4. Беседа о здоровье, и о пользе овощей и фруктов.
Родители и педагоги:
1. Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости и способах их участия в совместной работе.
2. Составление списка художественных произведений для совместного чтения, мультипликационных фильмов для домашнего просмотра. Подбор вопросов для совместного обсуждения с ребенком.
Создание развивающей среды:
1. Наглядный материал по темам «Фрукты», «Овощи», «Грибы».
2. Пополнение уголка книг произведениями: «Овощи» Ю. Тувима, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Сказка про фрукты» Е. Бацевой, «Вершки и корешки», «Пых» - русские народные сказки.
3. Дидактические и настольные игры: «Фрукт или овощ?», «Четвертый лишний», «Цвет, форма, размер», «Разрезные картинки», «Лото» и др.
4. Раскраски и трафареты на темы «Овощи, фрукты, грибы».
5. Создание в уголке природы познавательной картины «Осень щедрая пришла».
Основной этап:
1. Беседы: «Что нам осень принесла?», «Что где растет?», «Витамины с грядки», «Труд людей в саду и на огороде», «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Что такое витамины».
2. НОД по ознакомлению с окружающим: «Бабушкин огород», «Жарь грибы, вари компот», «Что нам осень принесла?», «Советы фруктовых фей», «В саду или, в огороде?»
3. Игры.
А) Дидактические, игры:
«Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Чудесный мешочек»,
«Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый лишний», «Найди, что покажу», «Отгадай на вкус и запах».
Б) Настольные игры:
«Фрукт или овощ?», «Цвет, форма, размер. Что на что похоже.», «Разрезные картинки», «Во саду ли, в огороде», «Домино», «Лото», «Паззлы», «Фрукт или овощ?» «Варим борщ или компот?»
В) Подвижные и пальчиковые игры:
«Как делили апельсин», «Картошка», «Собери урожай», «У медведя во бору», «Урожай», «Солнышко и дождик», «Тучка», «Фрукты – в сад, овощи – на грядку», «Вот - вагончик овощей, вот - вагончик фруктов».
Г) Хороводные игры:
«Урожай», «Огородный хоровод», «Горошина».
Д) Игры на дыхание:
Упражнения: «Ой, какой горячий суп!», «Что так вкусно пахнет?»
Е) Речевые игры: «Отгадайте, что за овощ», «Отгадайте, что за фрукт», «Сочини загадку», «Наши сказки».
Ж) Игры-драматизации:
Сказка В. Сутеева «Яблоко». Русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Вышла Маша в огород», «Пых».
4. Чтение художественной литературы:
Г-Х Андерсен «Картошка», С. Козлов «В сладком морковном лесу», Ю. Тувим «Овощи», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Л. Н. Толстой «Косточка», М. Моравская «Апельсиновые корки», С. Черный «Загадка», Л. Толстой «Старик сажал яблони», Сухомлинский В. «Внучка старой вишни», Свинцов В. «Сказка про яблоньку».
5. Чтение и разучивание:
«Чищу овощи для щей» стихотворение - считалка: Г. Сапгир «Садовник»; пословицы, поговорки, потешки.
6. Загадывание загадок по темам: «Овощи», «Фрукты».
7. Лепка овощей и фруктов с детьми для сюжетно-ролевых игр «Мама варит суп и компот»: «Яблоко и апельсин», «Магазин овощей и фруктов»: «Большие и маленькие морковки», «Огурец и свекла».
8. Рисование: «Помидор и огурец», «Ваза с фруктами», «Яблочный компот».
9. Аппликация: «Заготовки на зиму», «В огороде рос горошек».
10. Конструирование «Наши ананасы», «Герои плодовых сказок».
11. Пальчиковая гимнастика:
«Капуста», «Компот», «Варим щи».
• Пальчиковый театр - сказка: «Репка».
• Выставка поделок: «Подарки осени».
• Прослушивание аудиозаписей по теме.
Просмотр презентаций «Во саду ли, в огороде», «Овощи, фрукты».
Спортивный досуг: «Во саду ли в огороде».
• Экскурсия на огород. Трудовые поручения.
• Опытно – экспериментальная деятельность:
- «Краски природы» красящие свойства овощей и фруктов - исследовательская работа клуба «Любознайка»;
- Исследование осенних плодов «Все кому-то пригодится» на прогулке;
- «Для чего нужны семена?» - исследовательская работа клуба «Любознайка».
• ОБЖ Беседы о безопасности при работе в саду и огороде. Как не попасть в беду на кухне.
Самостоятельная деятельность детей: раскрашивание, игры, творчество, наблюдения.
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья» сюжеты: «Готовим с мамой обед», «Варим компот из фруктов»; «Магазин овощей», «Машины везут фрукты в магазин».
• Рассматривание картинок, плакатов, с изображением овощей, фруктов.
• Сбор детьми семян для будущих посадок.
• Раскрашивание: «В нашем саду», «Огородная история». «Осенний лес».
• Работа с трафаретами «Овощи, фрукты, грибы», в уголке творчества.
Взаимодействие с семьей:
• Организовать совместную деятельность родителей с детьми по оформлению выставки «Плодовые сказки».
• Совместное с детьми приготовление домашнего ужина «Осень угощает».
• Пополнение родителями уголка природы муляжами овощей, фруктов (вязаными).
• Совершение родителями и детьми прогулок в сад и огород (по возможности, наблюдение за работами на огородах и в садах, посильное участие в них).
• Консультация для родителей: «Овощи и фрукты – витаминные продукты».
• Итоговое мероприятие:
• Досуг с участием родителей «День Урожая в деревне Загадкино».
Заключительный этап.
1. Продукты проекта:
• Папка - передвижка «Вкусные загадки»;
• Оформление фото-книги «Наша щедрая осень»;
• Рекомендации родителям по теме развивающие игры осенью. (На сайте)
• Ширма для родителей, по лексической теме: «Овощи».
• Досуг с участием родителей «День Урожая в деревне Загадкино».
• Выставки творческих работ детей и родителей.
• Презентация по итогам проектной работы.
Результаты проектной работы «Щедрая осень».
Дети получили возможность экспериментировать, развивать творческие и познавательные способности, научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам экспериментов, систематизировать полученные знания. Они получили опыт планирования работы и прогнозирования ее результатов.
Ребята уяснили особенности понятий: овощи-фрукты, сад-огород, сезоны, урожай, сельскохозяйственный труд. Проект сыграл значимую роль в развитии речи детей и в формировании целостной картины мира.
У детей улучшился аппетит, они охотнее стали есть супы, салаты, овощи и фрукты, усвоили правила выбора пищи, поняли, какие это важные продукты на нашем столе.
Совместный опыт сотрудничества воспитателя, специалистов, родителей и детей сплотил всех участников проекта, повысил коммуникативные возможности и самооценку каждого.
Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом «Щедрая осень» помогла им решить многие проблемы в вопросах воспитания и в организации здорового питания ребенка.
Список использованной литературы
1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4— 8 лет. Методическое пособие. М., 2004.
2. Анищенкова Е, «Пальчиковая гимнастика», «Астрель», 2006 год.
3. Батеев А. Н. Чудесные поделки из бумаги. М., 2000.
4. Башаева Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников,, "Академия Развития", 2010
5. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии. Москва, 1995.
6. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Учебник-хрестоматия по основам экологии. Москва, 1995.
7. Веракса Н. (редакция) От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Москва, 2014.
8. Воронкович О., «Добро пожаловать в экологию» «Детство-пресс» Санкт Петербург, 2004 год.
9. Дик Н., «Развивающие занятия по экологии для дошкольников», «Русское слово» Москва, 2006 год.
10. Интернет, официальный сайт Галины Лаптевой. Загадки про овощи, фрукты и ягоды, http://galinalapteva.ucoz.ru
11. Лопатина А., Скребцова М. Сказочный справочник здоровья, том — 2, овощи, изд. : Амрита-Русь, 2008.
12. Лопатина А., Скребцова М. Дары земли книга для занятий по духовному воспитанию, Москва «Сфера» 1999.
13. Лыкова И., «Изобразительная деятельность в детском саду» Издательский дом «Цветной мир»,2014 год.
14. Нестеренко А. А. Страна загадок. Ростов Н/Д, 1993
15. Петухова Т. Стихи про овощи и фрукты.
16. Титов СВ. Добро пожаловать, игра! М., 2004.
17. «Хрестоматия для детского сада» Москва «Дрофа-Плюс», 2006 год.