Светлана Бачкова
Речевое развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности
Речь - это основа человеческого разума, венец творения природы и основное средство общения с окружающими миром.
Ухудшение состояния здоровья детей; снижение общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; эмоциональная холодность в семье, все это неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
Публикация «Речевое развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работая по данному направлению, определила задачи работы с детьми:
• развивать речь детей как средство общения;
• развивать речь детей раннего возраста в разных видах деятельности;
• формировать словарь, связную речь;
• приобщать детей к художественной литературе.
Для решения этих задач в своей деятельности использую два направления во взаимодействии с детьми:
- обучение на занятиях;
- обучение в разных видах совместной деятельности.
. Общение со сверстниками у ребенка начинается с игр и занятий рядом, друг с другом; постепенно оно перерастает в совместную деятельность. На занятиях не только обогащаю словарь детей, упражняю в правильном произношении слов и коротких фраз, но и даю образцы правильной речи. Обогащению речевого общения детей способствуют такие приемы: прием речевого подражания, прием поручения, вопросы, прием внезапного исчезновения объекта.
Прием речевого подражания часто используется на занятиях «Кормление куклы», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку». Например: «Как мы просим куклу съесть кашу, скажите «Катя, ешь кашу» или «Кто это? Это мальчик. Где кубик?». При этом ребенок учится делать то, что ему необходимо, учится подражать взрослому.
Прием поручения - это задания, которые взрослый эпизодически дает ребенку. Например: «Скажи Саше: «Возьми корзину», «Дай кукле салфетку, скажи «На, салфетку» (занятие «Кормление куклы»); «Ваня возьми зайца и поставь его на полку» (занятие «В гостях у зайчика»). Выполнение поручений способствует формированию у детей интереса к окружающему миру, социуму.
Постановки вопросов на занятиях, предполагают использование имеющихся знаний у детей : «Куда куколка пойдет? Спать?» (занятие «Кукла хочет спать», или «Что тебе дать? Машину?» (занятие «Покатаем кукол на машинах», «Где живет собака?» (занятие «Мои любимые игрушки»).
Прием внезапного исчезновения объекта ставит ребенка перед необходимостью произнести нужное слово или предложение: «Ляля ушла. Где Ляля?», «Ляля ушла» или «Где еж?» «Нет ежа». Неожиданное исчезновение игрушки вызывают у детей ответную реакцию : улыбку, протягивание руки. Это свидетельствует об установлении контакта с ребенком и появлении эмоциональной формы общения.
На занятиях и в повседневной жизни я формирую доброжелательное отношение малышей к окружающим: «Пожалей Машу, скажи: «Не плачь», «Даниле грустно, пригласи его играть, скажи «Идем играть». Учу вежливому обращению с окружающими («до свидания», «здравствуйте», «спасибо»).
В своей работе я всегда объединяю игру с обучением. Самое главное, на мой взгляд, заинтересовать малышей, пробудить творческую и познавательную активность. В работе с детьми раннего возраста считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. В процессе рассматривания картинок, дети проговаривают отдельные слова, фразы, отвечают на понятные вопросы по содержанию. Это способствует не только развитию речи детей, но и речевому общению.
Знания и умения, приобретенные на занятиях по развитию речи, уточняются и закрепляются в процессе разнообразной совместной деятельности : дидактические игры, игры с движением и речью, совместное чтение художественной литературы, общение в режимных моментах.
Общение в разных видах деятельности воспитывает в детях чувства коллективизма, дружбы. В раннем возрасте большое значение в речевом развитии имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Использование дидактических игр предполагает употребление слов, относящихся к разным частям речи. Во время игры стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса.
Игр много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Игровые упражнения нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими.
Развитие речевого общения связано и с художественной литературой. Для расширения опыта речевого общения очень полезно совместное чтение сказок, небольших авторских стихов, потешек. Наибольший эффект достигается, когда я сочетаю рассказ с показом фигурок настольного театра, стараюсь обучать детей элементам драматизации. Это доставляет малышам много радости. Дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных (крякают, мычат, мяукают, лают и т. д.)
При формировании навыков самообслуживания нужна последовательность в обучении детей умению сопровождать свои действия речью. Стараюсь использовать все режимные и бытовые ситуации для налаживания с детьми эмоционального речевого общения, обогащения словаря каждого ребенка. Я описываю все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, отражающие процесс: «Будем мыть руки. Будем вытирать. Где мыло?»;
– называю необходимые предметы и их качества: «На мыло. Мыло пахнет. Ах, как приятно пахнет! Вот твое полотенце»;
– указываю на результат действия: «Вот какие чистые ручки!».
Семья для ребенка раннего возраста – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой.
Чтобы повысить уровень знаний родителей по вопросам развития речевого общения детей, я провела семинары – практикумы по теме: «Поговори со мною мама!», «Построение общения малышей с родителями». Главной задачей семинаров являлось обогащение родительских представлений о речевом развитии детей раннего возраста через проблемные ситуации. На родительских собраниях: «Развитие речи детей через общение и игру», «Учимся общаться с детьми» привлекла внимание родителей к детской игре как деятельности, наиболее полно удовлетворяющей потребностям ребенка в познавательном и эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками.
Советую родителям откликаться на все речевые и иные обращения ребенка, поощрять и поддерживать их. Советы даю через индивидуальные беседы «Роль родителей в речевом общении детей», консультации и рекомендации «Как говорят наши дети», «Ранний возраст – это серьезно».
Рекомендую родителям и дома использовать широкие возможности для речевого развития и общения детей. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, разговаривают, читают ему и общаются с ним.
Таким образом, в развитии речевого общения детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи малыша в усвоении языка.
С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована.