Татьяна Лютая
Познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей педагога является обучение детей способам обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи.
Очень полезными в этом процессе являются опорные схемы, наглядные модели, символы.
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п.
Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.
Поэтому использование в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Публикация «Познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить.
Схемы, символы, модели должны “рождаться” на глазах детей в момент объяснения нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.
Цель опорных схем – .изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В. Ф. Шаталов, облегчил запоминание. Опорные схемы – это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система.
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо.
На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала.
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
1. Введение элементов схем, символов.
Например, обозначения:
• цвета;
• формы
• величины
• действия
2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности.
У ребенка не должно быть "привыкания", что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.
3. Сочетание символов, "чтение" цепочки символов.
Например: в левом верхнем углу большой круг.
4. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
На занятиях по развитию речи с использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих, описательных рассказов, рассказов по сюжетной картине. Например: "Составь рассказ. Ты видишь на картине его середину, но не видишь того, что было раньше, и чем закончилась история. Эти части рассказа надо придумать".
Использование опорных схем и символов возможно и в бытовой деятельности, игре.
Это могут быть обозначения последовательности трудовых действий, "запись" правил поведения в группе, схемы построек, атрибуты к сюжетно-ролевым играм ("Магазин", "Парикмахерская", "Библиотека" и др.). Широкое применение символы и опорные схемы могут найти в играх-драматизациях.
Это далеко не полный перечень того, где могут использоваться опорные схемы.
Работу по введению символов, опорных схем надо начинать с младшей группы. Системный подход дает свои результаты. Дети в полном объеме усваивают знаки, символы, с помощью которых могут выразить свои мысли.
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
И все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выражать свои чувства. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
1. Связные высказывания короткие;
2. Отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;
3. Состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
4. Уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит от того, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
На занятиях необходимо использовать различные методы и приёмы. Задаю вопросы детям, напоминаю, подсказываю. Приходится вмешиваться в рассказ или пересказ ребенка, задавать ему вопросы: «Какое время года наступило?», «Что делали дети?», «Из чего они слепили снеговика?», «Чем закончился рассказ?» и т. д.
И вот, сегодня я хочу поделиться опытом, как можно помочь ребенку при рассказывании, при заучивании стихотворений, пересказе коротких текстов использовать модельные схемы.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Моделирование событий служит средством планового высказывания в процессе обучения связной описательной речи.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Приё м наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
1. пересказ;
2. составление рассказа по серии картин;
3. описательный рассказ;
4. творческий рассказ.
Также модельные схемы можно применять при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем.
Модельные схемы - это схематичное изображение предмета или события. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых, и развивает мышление ребёнка.
Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных высказываний в данном конкретном случае. Если у ребенка возникает желание, он всегда может создать свою модельную схему к рассказу или сказке.
Элементы модели
В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заменителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
1. геометрические фигуры;
2. силуэты, контуры, пиктограммы (символические изображения предметов;
3. планы и условнее изображения;
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используется геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зелёный треугольник - ёлочка, серый кружок - мышонок и т. д. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учёта внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. д.). Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения её объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказа ребёнка. Всё это повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось, что именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Начинается он с рассказывания знакомых коротких сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» и т. д.
Пересказ предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыков пересказа предполагает формирование следующих умений:
1. усвоение принципа замещения, то есть умение обозначить персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,
В своей работе построение речевое развитие ребёнка надо осуществлять через беседы, чтение литературных произведений, игры - драматизации, заучивание стихов и их чтение.
Беседую с ребёнком или, читая литературный текст, подчеркиваю новые слова, выделяю средства художественной выразительности (сравнение, особенности сказочной стилистики, а затем помогаю использовать всё это богатство родного языка в речи дошкольника.
Разыгрывание литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов - заместителей, что позволяет немного отодвинуть эмоции детей и обратить их внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогут детям установить смысловые связи между ними.
Параллельно с этой работой необходимо обязательное использование настольно- печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Детям предлагаю такие игры как: «Узнай по контуру», «На что похоже», «Забывчивый художник», «Аналогии», «Временам года», «Ассоциации» и т. д.
На следующем этапе, в старшей группе проводится работа по построению и использованию наглядных схем, моделей.
Идет прослушивание выразительного чтения произведения, дети отвечают на вопросы, разыгрывают сюжет в настольном театре или по ролям, рассматривают иллюстраций к произведению.
Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании заменяется какой-нибудь сюжет, или герой сказки на предмет-заместитель. Например, если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму - квадрат, и т. д.
Следующим этапом работы будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т. е. предложить детям прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаю в помощь готовую модельную схему. Показываю, как можно последовательно составить рассказ.
Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом я ни в коем случае не предлагаю что- то конкретное, а только советую, направляю, предлагаю, и даю возможность ребёнку самому проявить инициативу.
Следующим этапом работы по использованию схем, это самостоятельный выбор ребенком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
На занятиях использую комплекты моделей, придуманные вместе с детьми. Это комплекты моделей «животные и птицы», «природные явления», «растения», «предметов ближайшего окружения».
Наглядные модели многофункциональны. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживать следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
И заключительным пунктом этапа работы педагога и ребёнка является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения. Например, воспитатель читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к произведению.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству.
Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Я незаметно помогаю ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
Но надо отметить, что переходя к сочинению по моделям дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными: «Жил был мальчик, он пошел в лес, погулял, погулял, поел, пришел домой и лег спать». Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждого занятия вводятся задачи по активизации и обогащению словаря.
Например, такие речевые игры, как «Кто что делает?», «Целое - часть», «Объясни?», «Скажи по - другому», «Скажи наоборот», «Скажи коротко» и т. д.
Только к концу дошкольного возраста, дети начинают сами составлять модельные схемы.
Безусловно, в дошкольном возрасте ребенок вряд ли создаст волшебную сказку со всей последовательностью её событий. В сочинении должны присутствовать основные её части: завязка, кульминация и развязка. Здесь на помощь приходят наглядные модели. В данном случае, модель представляет собой как бы «план сочинения», который поможет детям отдельные события организовать в единый сюжет. Эта работа строится следующим образом:
1. Объясняется, что прежде чем создать готовое произведение, например сказку, писатель продумывает сюжет, главных героев, концовку и пишет план своего произведения. Поскольку дети не умеют еще писать, они могут нарисовать план своей сказки. Здесь важно научить ребенка использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей и атрибутов сказки, помочь в создании целостного произведения.
2. После того, как ребенок сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядной модели, он переходит к их составлению в уме.
После подобных развивающих занятий, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Методы и приёмы, которые я использую на занятиях по развитию речи :
• Использование художественной литературы.
• Создание проблемной ситуации.
• Игровой момент.
• Объяснения.
• Вопросы к детям.
• Беседа о ходе выполнения действий.
• Напоминание.
• Указание.
• Рассказ воспитателя (образец).
• Толкование (разъяснение понятия).
• Использование плана.
• Обобщение воспитателя.
• Образец воспитателя.
• Словесная дидактическая игра.
• Повторное чтение с помощью детей (договаривание).
• Оценка рассказа.
• Творческое задание с применением образца.
• Совместное составление рассказа с воспитателем.
• Картинный план (моделирование).
• Коллективное составление рассказов.
• Составление коротких рассказов по одной теме.
• Рассказ от лица главного героя.
• Опорные слова.
• Экспериментирование.
• Использование наглядных пособий.
• Внесение и обыгрывание игрушки.
Развитие связной речи тесно связано с развитием монологической речи дошкольников. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
Правильная организация обучения детей — очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Коррекционное воздействие; должно основываться на максимальном использовании возможностей ребенка. Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники, карточки - схемы в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование карточек-схем на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики - применение не изображения предметов, а изображение характерных признаков предметов или явлений.
Традиционно работа по развитию связной речи детей ведется по следующим направлениям:
• обогащение словарного запаса;
• обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
• разучивание стихотворений;
• отгадывание загадок.
Дидактическим материалом служат карточки — схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с карточками-схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
• перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Предлагаемые мною занятия в конечной цели направлены на развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей. Упражнения по развитию внимания, памяти и мышления помогут дошкольникам начать учиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, делать свои первый умозаключения.
Занятие по развитию речи, с использованием схем
(старшая группа)
Тема занятия: «Модельное агентство»
Цель занятия:
• Выявить знания детей по развитию речи за первое полугодие
• Совершенствовать умение составлять описательные рассказы по схемам, называть слова противоположные по значению, подбирать прилагательные к существительным, составлять предложения, используя схемы.
• Совершенствовать умения образовывать слова множественного числа от единственного.
• Развивать познавательную активность, воображение, память, творческие способности, работать над креативностью мысли.
• Воспитывать интерес к занятию, любовь к русскому языку.
Раздаточный материал: индивидуальные карточки-схемы.
Демонстрационный материал: подиум, иллюстрации моделей, журнал мод, выкройки, иллюстрации – обложки с глянцевых журналов; чудесный мешочек, халат, перчатки, бантик-бабочка, лента, нитка, кукла в витрине магазина.
Словарная работа: подиум, модель, агентство, бутик, офис, выкройка; антонимы узкая юбка – широкая, костюм летний – зимний и т. д. ; подбор прилагательных, единственного - множественного числа слова.
Ход занятия:
- Дорогие гости, приглашаем вас в наше модельное агентство. Самые красивые, стильные девушки и парни работают только у нас. Встречайте наших моделей. (Дети идут по подиуму)
- Я рада приветствовать вас в нашем просторном офисе. Помощники-консультанты расскажите о представленных моделях.
1. Дидактическая игра «Составь рассказ по схеме»
- Дорогие гости, представляем вам коллекцию «ЛЕТО – 2021»
2. Дидактическая игра «Угадай о какой модели идет речь»
По деталям одежды дети угадывают, вернее, узнают ребенка.
- Перед тем как красивая одежда попадёт на полки магазина, её шьют опытные портные. Приглашаю вас в ателье. Я буду администратором. Все ваши заказы обязательно приму. Вы можете со мной не соглашаться. Это ваше право. Поиграем Игру!
3. Дидактическая игра «Наоборот»
Дети подбирают антонимы: узкая юбка – широкая, белая шляпа – черная шляпа, блуза большого размера – блуза маленького размера и т. д.
4. Сюрпризный момент
В гости приходят закройщики – практиканты:
Мы подружки – хохотушки!
В ателье работаем.
Вот скроим два костюма
Только жаль, запутались!
А теперь вот беда –
Где мужской, где женский?
Помогите нам, ребята, разобраться в этом!
Дидактическая игра «Собери выкройку»
- Молодцы! Помогли закройщикам – практикантам справиться с заданием. Прогуляемся по магазинам. Предлагаю пройти по улочками Парижа.
5. Дидактическая игра «Подбери слово»
Дети подбирают прилагательные к существительному: костюм – мужской, полосатый; юбка – вечерняя, блестящая, красивая; сарафан – шелковый, красный и т. д.
- А сейчас я предлагаю зайти в магазин и выбрать одежду для себя. Пожалуйста, расскажите нам куда вы в ней пойдете.
2. Дидактическая игра «Составь предложение» с использованием маленьких карточек-схем.
- Дети, давайте узнаем, в каком количестве завезли в магазин товар. Поиграем в игру «Один – много»
3. Дидактическая игра «Один – много»
Дети образовывают слова во множественном числе от единственного: пояс – пояса, комбинезон – комбинезоны, купальник – купальники и т. д.
- А напоследок поиграем в «Чудесный гламурный мешочек»
В мешочке находится задание. Дети угадывают нестандартные загадки:
Игольный хвостик – нитка.
Резиновые, боксерские, кожаные – перчатки.
Атласная, капроновая, длинная, короткая – лента.
Банный, медицинский, рабочий – халат.
- Молодцы! Наше дефиле подходит к концу. Спасибо за внимание!
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
• Использование художественной литературы.
• Создание проблемной ситуации.
• Игровой момент.
• Объяснения.
• Вопросы к детям.
• Беседа о ходе выполнения действий.
• Напоминание.
• Указание.
• Рассказ воспитателя (образец).
• Толкование (разъяснение понятия).
• Использование плана.
• Обобщение воспитателя.
• Образец воспитателя.
• Словесная дидактическая игра.
• Повторное чтение с помощью детей (договаривание).
• Оценка рассказа.
• Творческое задание с применением образца.
• Совместное составление рассказа с воспитателем.
• Картинный план (моделирование).
• Коллективное составление рассказов.
• Составление коротких рассказов по одной теме.
• Рассказ от лица главного героя.
• Опорные слова.
• Экспериментирование.
• Использование наглядных пособий.
• Внесение и обыгрывание игрушки.