Наталья Ракутина
Познавательно-речевая деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Хлебная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
- Уточнить знания детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, сколько людей трудится, чтобы вырастить урожай хлеба;
- Учить отвечать на вопросы грамматически правильно;
- Воспитывать уважение к труду хлебороба;
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
Рассматривание в повседневной жизни хлебные изделия, чтение «Откуда хлеб пришёл», заучивание стихотворения В. Степанова «Снег растаял в поле чистом»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
Материал: схемы (картинки) для рассказывания как выращивают зерно, карточки «мешки», мешочек, продукты для игры (мука, масло, вода, дрожжи, яйцо, горох, колбаса, каравай, солёное тесто, грабельки, стеки, досочки, салфетки.
Оборудование: песочные столы, мультимедийное оборудование, презентация.
Ход :
Воспитатель приглашает детей к столу, просит отгадать, что спрятано под салфеткой.
Загадка про хлеб
Вот он тёплый золотистый
В каждый дом на каждый стол –
Он пожаловал-пришёл.
В нём – здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
(хлеб)
Воспитатель: В народе говорят, что хлеб батюшка
(демонстрация каравая), а легко ли вырастить хлеб?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно. Это не лёгкий труд. Первым делом надо вспахать землю
Иллюстрация трактор пашет
Воспитатель: Я для вас приготовила макеты поля
Воспитатель приглашает детей к песочным столам
Воспитатель:
- как нужно подготовить почву для пахоты
Дети:Разровнять
Воспитатель выставляет схему «пахоты»
Воспитатель:
- правильно, а разравнивать мы будем ладошками
Дети разравнивают
Воспитатель: чтобы не было комков, землю боронят
Картинка трактор боронит
Воспитатель:
- мы боронить будем грабельками
Воспитатель выставляет схему «боронит»
Воспитатель:
- в каком направлении будем боронить?
Дети:Слева- направо, начинаем из левого верхнего угла
Дети боронят
Воспитатель: Теперь наша почва готова для посадки зерна. Зёрна необходимо сеять на одинаковом расстоянии друг от друга, слева-направо, начинаем из левого верхнего угла
Дети сеют
Рассказывание по схеме стихотворения В. Степанова «Снег растаял в поле чистом…»
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода-
Побежит за трактористом
К синей речке борозда.
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
И черны. Как из печи,
Провожают их грачи
Воспитатель включает зелёную подсветку на столах.
Воспитатель: посмотрите, появились первые всходы, поля зазеленели
Пальчиковая гимнастика по стихам Воронько и Погореловского
Гнули колос злые ветры, покачивание кистями рук
И дожди на колос шли. постукивание указательным пальцем по ладони
Вот и лето пролетело, поочерёдно загибать пальцы
Тянет холодом с реки. волнообразное движение правой рукой
Рожь поспела, пожелтела, похлопывание слогов
Наклонила колоски наклонить ладони
Воспитатель включает жёлтую подсветку на столах
Воспитатель: Посмотрите, наше поле заколосилось. А значит, урожай пора собирать.
Воспитатель: какую технику используют для уборки урожая?
Дети: Комбайн
Воспитатель выставляет картинку комбайна
Воспитатель: А мы свой урожай соберём ладошками и просеем через сито.
Схема
Воспитатель: Урожай собран, пора его везти на машинах на мельницу или мукомольный завод.
Садитесь за руль и выводите свой транспорт в колонну по одному
Игра речь с движениями по стихотворению В. Степанова под музыку "Ах, вы сени. "
По дороге пыль клубится. Дети бегут по кругу
Едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь…
Урожай у нас хорош Большой палец вверх, остальные в кулаке
Убран хлеб, и стало тихо Дети разводят руки, указательный палец к губам
Мелят мельницы зерно. Круговые движения руками перед грудью
Поле-полюшко устало Убирают пот со лба
Отдохнёт пока оно. Дети спят
Воспитатель: Предлагаю по схеме построить мельницу (пока дети строят, воспитатель спрашивает название деталей: призма, кирпич, ворота, круг)
Дети строят мельницу
Воспитатель:
Из зерна получилась мука. Мы её сложили вот в такие разные мешки
Дети перечисляют количество, цвету, размер, отличительный характеристики
Воспитатель: На ваших столах лежат такие же мешки, давайте отправим их в хранилище (надо картинки засыпать песком так, чтобы их не было видно)
Дети засыпают.
Воспитатель: пришло время достать мешок
- в котором самое большое количество муки (дети разгребают песок с самого большого мешка)
- одинаковые мешки (назвать сходства: цвет, размер)
- мешок, который упал
- мешок с заплаткой
Игра на согласование существительного с прилагательным
Воспитатель: Из разных зерновых культур делают разную муку, а из нее получается разный хлеб:
-из пшеницы получается пшеничная мука и пшеничный хлеб, в народе говорят белый хлеб.
- из ржи - ржаная мука и ржаной хлеб, в народе говорят чёрный хлеб.
Дети с воспитателем подходят к столу, где лежат продукты, которые необходимы для теста и лишними.
Воспитатель:
Из муки делают также различные кондитерские изделия: печенье, торты, вафли, пирожки, пряники, пирожные, кукурузные хлопья.
Воспитатель:
У меня есть волшебный мешочек, в него надо положить только те продукты, которые нужны, чтобы замесить тесто.
Дети по одному выбирают продукт, называют его (мука, масло, яйцо, вода, дрожжи, объясняют, для чего нужен этот продукт.
Воспитатель:
Читает пословицу, встряхивает мешок с продуктами
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Воспитатель достаёт солёное тесто
Воспитатель: Вот и получилось из тесто
Воспитатель:
Почему всё таки хлеб называют «БАТЮШКОЙ»?
Дети: чтобы хлеб появился на столе, многие люди трудились
Воспитатель: Поэтому, издавна у всех народов к хлебу почтительное отношение.
Воспитатель: я предлагаю вам вылепить из этого теста хлебобулочные изделия.