Наталья Сергеевна Комарова
Речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации детей раннего дошкольного возраста.
Известно, что группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором дети занимают различное положение. Присутствие детей с нарушениями речи в группе детского сада предъявляет высокие требования к профессиональной и личностной компетенции педагогов. Педагоги должны владеть информацией об особенностях психомоторного развития данной категории детей, использовать адекватные методы и приёмы взаимодействия в разных видах детской деятельности. Возрастной период трёх-четырёх лет является не только кризисным для развития личности и нервной системы, но и сензитивным периодом для развития речи. Это обуславливает актуальность выявления влияния речевого развития ребёнка на его адаптацию к новым социально-психологическим условиям.
Публикация «Речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевая деятельность является одним из компонентов механизма адаптации детей раннего дошкольного возраста. А уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Речевые нарушения у детей младшего дошкольного возраста влияют на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. Очень важно создавать благоприятную речевую среду для детей. Известно, что на развитие речи ребёнка оказывает влияние среда, в которой он находится большую часть времени. И так как современный ритм жизни призывает родителей трудиться с утра до позднего вечера, то для современных детей групповая комната – это пространство, которое на них влияет. Важно организовать речевую среду так, чтобы она была доступна, привлекательна, эстетична, многофункциональна. В творческой зоне дети с нарушениями речи должны иметь возможность проявить себя, используя разнообразные техники рисования: «По сырому», «Ниткой», «Пластилинография», «Кляксография». Всё это способствует развитию мелкой моторики пальцев. Особое внимание нужно уделить созданию речевого уголка. Важно, чтобы он был необычным, сказочным, с множеством пальчиковых игр.
Пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики, дают возможность играть с ребёнком, радовать его и, вместе с тем развивать речь. Важной составляющей социально-психологической адаптацией детей раннего дошкольного возраста с нарушениями речи является игровая терапия. Если заниматься с детьми игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми. Легче вступают в сотрудничество, более пристойно выражают гнев, избавляются от страха. В качестве эффективных видов игротерапевтических средств можно использовать народные игры с куклами, потешками, хороводами. Придумывая вместе с детьми движения, мы развиваем фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребёнка. Но, главное и то, что дети избавляются от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе. Боязнь публичного выступления. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Поэтому логопеду, воспитателю, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам для успешной адаптации приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами в своей работе: динамические паузы, логоритмика, подвижные и спортивные игр, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, самомассаж, точечный массаж.
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы с детьми раннего дошкольного возраста является работа с родителями как одно из условий социализации ребёнка, имеющего речевые недостатки. Участвуя в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе, родители постепенно становятся более активными, что способствует успешной социализации детей с недостатками речи.
Таким образом, благоприятная речевая среда, своевременное выявление нарушения, правильно организованная коррекционная работа, взаимодействие всех специалистов, создаёт у детей раннего дошкольного возраста с речевыми нарушениями эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении как со взрослыми так и со сверстниками, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки, тем самым облегчая протекания адаптации детей с нарушениями речи к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Литература
1. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальной адаптации. М. 2002
2. Социальная адаптация у детей в дошкольном учреждении/ под. ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер. 1980