Получи документы

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности. История одной театральной постановки

Елена Толмачёва
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности. История одной театральной постановки
▼ Скачать + Заказать документы

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста развитие речи - одна из главных. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности, История одной театральной постановки» размещена в разделах

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе общения, и служит показателем общего развития ребёнка. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что многообразная, богатая дополнениями и описаниями речь у дошкольников – явление чрезвычайно редкое. Среди актуальных проблем развития речи детей старшего дошкольного возраста можно назвать : скудную, односложную речь, состоящую из простых предложений, отсутствие умений доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый ответ, неспособность выстроить описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать текст своими словами и другие.

Вместе с тем овладение связной устной речью составляет важнейшее условие подготовки дошкольников к обучению в школе и осуществляется в основном на специальных занятиях. При этом педагоги используют: словесные поручения, беседу, разные виды рассказывания: пересказ литературных произведений, рассказывание по картине, об игрушках, из личного опыта, творческое рассказывание.

Особенностью современного образовательного процесса является ориентация на использование активных форм и методов работы с детьми. Поэтому помимо еженедельных занятий по развитию речи дошкольников необходимо включать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, разнообразные словесные, творческие, театрализованные игры.

Театр в детском саду используется педагогами в основном как средство эмоционально-эстетического и духовного воспитания. Действительно, участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные взрослым вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать событиям, развивая эмоциональную сферу.

Однако многие начинающие педагоги в силу отсутствия соответствующих знаний и опыта редко и крайне неуверенно используют возможности театра. Вместе с тем, именно в театрализованной деятельности, при грамотном подходе к ее организации, возможно, создавать благоприятные условия для совершенствования связной речи.

Поэтому целью моей самообразовательной работы стало получение практического опыта развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством их включения в театрализованную деятельность.

Объектом педагогического исследования стал процесс развития связной речи дошкольников.

А предметом – специфика развития связной речи детей средствами театрализации.

Для достижения цели были определены тактические задачи:

- изучить научную методическую литературу по проблеме развития связной речи детей;

- выделить методические основы организации театрализованной деятельности в детском саду;

- пополнить предметно-пространственной среду группы новым оборудованием для организации театральной деятельности;

- получить опыт организации театрализованной деятельности и развития в ней связной речи детей.

Анализ литературы по теме исследования показал, что под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно (В. И. Логинова, А. И. Максаков и др.). Говорить связно – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих.

Программа детского сада предусматривает развитие двух видов связной речи : диалогической и монологической.

Диалог является первичной естественной формой языкового общения. Его особенностью является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Монологическая речь – это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь также важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно.

Для развития диалогической и выразительной монологической речи необходимо, чтобы каждый ребенок мог свободно и естественно передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом может оказать театрализованная деятельность.

Организация театральной деятельности предполагает создание определенных условий, в качестве которых выступает развивающая предметно-пространственная среда. Необходимо изготовить разные виды театра, сделать подборку игр-драматизаций, дидактических игр, оформить уголок театрализованной деятельности, оснастить его необходимым оборудованием. В качестве условий следует рассматривать и использование практических методов работы с детьми: игр-инсценировок, игр-драматизаций, ритмопластики, артикуляционной гимнастики, упражнений на дыхание, метода игровой импровизации, речевых упражнений, этюдов, инсценировок. Из словесных методов: рассказа, чтения, бесед, разучивания произведений устного народного творчества и др.

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста группы «Пчелка» показал, что при составлении монолога или диалога, они допускают много ошибок в словоупотреблении, построении сложного предложения и пользуются однообразными способами связи предложений в своих высказываниях. Многие нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать и закончить высказывание. Поэтому в качестве метода развития связной речи была выбрана инсценировка уже готового литературного произведения - сказки М. Ю. Картушиной «Заяц - портной». Стихотворная форма сказки должна была облегчить детям заучивание и воспроизведение текста.

Участие в театральной постановке требует от каждого героя развития умений : понимать тему, запоминать и правильно воспроизводить свое высказывание в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно, с нужной интонацией и жестами, быть раскрепощенным.

Подготовка постановки проводилась в соответствии с методикой, предложенной Т. Н. Дороновой, в несколько этапов:

1. Первоначально состоялось знакомство детей с содержанием сказки (это было выразительное чтение текста воспитателем, затем следовали беседа по содержанию произведения и пересказ текста детьми).

2. Непосредственная подготовка к самому спектаклю включала:

- убедительное художественное описание места действия;

- анализ событий, происходящих в произведении;

- распределение ролей и обсуждение с детьми внешнего вида действующих лиц, их поведения и отношений между персонажами;

- обсуждение с каждым ребенком характера его героя, репетиция его движений, пластики;

- обсуждение характеристики речи персонажей, проигрывание этюдов для отработки нужной интонации;

- репетиции спектакля;

- осуществлялось обязательное взаимодействие с родителями актеров, оно заключалось в совместном изготовлении костюмов для театральной постановки.

Для большей мотивации детей было решено не просто показать спектакль, а устроить настоящую театральную премьеру. Для этого была изготовлена афиша, билеты, занавес, организованы места для зрителей, а также было предложено родителям актеров подарить им в конце постановки живые цветы. Для большей заинтересованности детей использовались не обычные маски, а аквагрим, т. е. лица детей раскрашивались в соответствии с ролью каждого участника постановки. С детьми группы проводились беседы о том, как воспитанные люди ведут себя в театре. В день премьеры стоимостью одного билета была одна широкая улыбка. Премьера постановки «Лесная история» в группе состоялась в марте прошлого года и прошла с большим успехом. Театральными зрителями стали родители воспитанников группы «Пчелка», а также родители из других дошкольных образовательных учреждений города, приглашенные на День открытых дверей. Через несколько дней нам предложили повторить постановку для детей других групп. И тогда актеры сказали, что хотят выступить уже не в своей группе, а в музыкальном зале.

Вот и сегодня представился случай еще раз вспомнить, как это было. Давайте посмотрим… (демонстрация фильма).

Осмысливая полученный опыт развития связной речи в театральной деятельности, были сделаны следующие выводы:

1. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, потому что в его основе лежит игра. А совместная подготовка к творческой постановке служит значимым средством объединения всех участников образовательного процесса.

2. Театрализованная деятельность позволяет каждому ребенку проявлять собственную творческую и интеллектуальную активность, раскрывать скрытые эмоциональные возможности, активизировать словарь. Дети учатся строить логическое, последовательное высказывание и вести диалог, задавая вопросы от лица своего персонажа другим героям; играя роль, учатся грамотно отвечать на вопросы; используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; также учатся добиваться эмоциональной выразительности монолога, позы, управлять голосом, жестами и походкой.

3. Умение интересно раскрывать свою роль, рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

4. Для театральных постановок с детьми лучше всего подходят сказки в стихах, т. к. их язык отличается большой живописностью, в нём много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают легко запомнить сказку и обогащают словарный запас ребёнка.

5. В ходе подготовки театральной постановки на основе литературного произведения следует соблюдать общие методические рекомендации, предложенные Т. Н. Дороновой и широко представленные в методической литературе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развитие выразительности речи в театральной деятельности» Хочу поделиться своим опытом работы по данному направлению. Театральные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме.

Роль театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

«Золушка» сценарий театральной постановки для детей старшего дошкольного возраста«Золушка» сценарий театральной постановки для детей старшего дошкольного возраста ЗОЛУШКА спектакль для старшего возраста по мотивам сказки Шарля Перро Действующие лица: Золушка, мачеха, Анна, Марьяна, Лиза, лесничий,.

Конспект занятия по театральной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весёлые развлечения» Цель: развитие творческого компонента личности посредством психофизических упражнений Задачи: Развивающая: - сформировать способности к.

Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности» 1слайд: Визитная карточка Пельнова Ирина Юрьевна,воспитатель МБДОУ детского сада №16 «Жемчужинка» Педагогический стаж:13 лет Образование:.

Открытое занятие в средней группе «Развитие связной речи в театральной деятельности»Открытое занятие в средней группе «Развитие связной речи в театральной деятельности» Задачи: Научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Развивать творческие способности, зрительное внимание, память. Учить передавать.

План работы по формированию связной речи младших дошкольников посредством театральной деятельности Все мы сталкивались с такой проблемой - уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме. И это.

Программа «Улыбка». Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Пояснительная записка Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование.

Консультация «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности» Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.

Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами театральной деятельности Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через театральную деятельность. I/ Базовые национальные ценности и основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности. История одной театральной постановки
Опубликовано: 9 января 2016 в 16:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности. История одной театральной постановки» (включая файлы) размещена пользователем Елена Толмачёва (УИ 304734) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД