Елена Толмачёва
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности. История одной театральной постановки
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста развитие речи - одна из главных. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности, История одной театральной постановки» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе общения, и служит показателем общего развития ребёнка. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что многообразная, богатая дополнениями и описаниями речь у дошкольников – явление чрезвычайно редкое. Среди актуальных проблем развития речи детей старшего дошкольного возраста можно назвать : скудную, односложную речь, состоящую из простых предложений, отсутствие умений доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый ответ, неспособность выстроить описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать текст своими словами и другие.
Вместе с тем овладение связной устной речью составляет важнейшее условие подготовки дошкольников к обучению в школе и осуществляется в основном на специальных занятиях. При этом педагоги используют: словесные поручения, беседу, разные виды рассказывания: пересказ литературных произведений, рассказывание по картине, об игрушках, из личного опыта, творческое рассказывание.
Особенностью современного образовательного процесса является ориентация на использование активных форм и методов работы с детьми. Поэтому помимо еженедельных занятий по развитию речи дошкольников необходимо включать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, разнообразные словесные, творческие, театрализованные игры.
Театр в детском саду используется педагогами в основном как средство эмоционально-эстетического и духовного воспитания. Действительно, участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные взрослым вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать событиям, развивая эмоциональную сферу.
Однако многие начинающие педагоги в силу отсутствия соответствующих знаний и опыта редко и крайне неуверенно используют возможности театра. Вместе с тем, именно в театрализованной деятельности, при грамотном подходе к ее организации, возможно, создавать благоприятные условия для совершенствования связной речи.
Поэтому целью моей самообразовательной работы стало получение практического опыта развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством их включения в театрализованную деятельность.
Объектом педагогического исследования стал процесс развития связной речи дошкольников.
А предметом – специфика развития связной речи детей средствами театрализации.
Для достижения цели были определены тактические задачи:
- изучить научную методическую литературу по проблеме развития связной речи детей;
- выделить методические основы организации театрализованной деятельности в детском саду;
- пополнить предметно-пространственной среду группы новым оборудованием для организации театральной деятельности;
- получить опыт организации театрализованной деятельности и развития в ней связной речи детей.
Анализ литературы по теме исследования показал, что под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно (В. И. Логинова, А. И. Максаков и др.). Говорить связно – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих.
Программа детского сада предусматривает развитие двух видов связной речи : диалогической и монологической.
Диалог является первичной естественной формой языкового общения. Его особенностью является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Монологическая речь – это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь также важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно.
Для развития диалогической и выразительной монологической речи необходимо, чтобы каждый ребенок мог свободно и естественно передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом может оказать театрализованная деятельность.
Организация театральной деятельности предполагает создание определенных условий, в качестве которых выступает развивающая предметно-пространственная среда. Необходимо изготовить разные виды театра, сделать подборку игр-драматизаций, дидактических игр, оформить уголок театрализованной деятельности, оснастить его необходимым оборудованием. В качестве условий следует рассматривать и использование практических методов работы с детьми: игр-инсценировок, игр-драматизаций, ритмопластики, артикуляционной гимнастики, упражнений на дыхание, метода игровой импровизации, речевых упражнений, этюдов, инсценировок. Из словесных методов: рассказа, чтения, бесед, разучивания произведений устного народного творчества и др.
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста группы «Пчелка» показал, что при составлении монолога или диалога, они допускают много ошибок в словоупотреблении, построении сложного предложения и пользуются однообразными способами связи предложений в своих высказываниях. Многие нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать и закончить высказывание. Поэтому в качестве метода развития связной речи была выбрана инсценировка уже готового литературного произведения - сказки М. Ю. Картушиной «Заяц - портной». Стихотворная форма сказки должна была облегчить детям заучивание и воспроизведение текста.
Участие в театральной постановке требует от каждого героя развития умений : понимать тему, запоминать и правильно воспроизводить свое высказывание в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно, с нужной интонацией и жестами, быть раскрепощенным.
Подготовка постановки проводилась в соответствии с методикой, предложенной Т. Н. Дороновой, в несколько этапов:
1. Первоначально состоялось знакомство детей с содержанием сказки (это было выразительное чтение текста воспитателем, затем следовали беседа по содержанию произведения и пересказ текста детьми).
2. Непосредственная подготовка к самому спектаклю включала:
- убедительное художественное описание места действия;
- анализ событий, происходящих в произведении;
- распределение ролей и обсуждение с детьми внешнего вида действующих лиц, их поведения и отношений между персонажами;
- обсуждение с каждым ребенком характера его героя, репетиция его движений, пластики;
- обсуждение характеристики речи персонажей, проигрывание этюдов для отработки нужной интонации;
- репетиции спектакля;
- осуществлялось обязательное взаимодействие с родителями актеров, оно заключалось в совместном изготовлении костюмов для театральной постановки.
Для большей мотивации детей было решено не просто показать спектакль, а устроить настоящую театральную премьеру. Для этого была изготовлена афиша, билеты, занавес, организованы места для зрителей, а также было предложено родителям актеров подарить им в конце постановки живые цветы. Для большей заинтересованности детей использовались не обычные маски, а аквагрим, т. е. лица детей раскрашивались в соответствии с ролью каждого участника постановки. С детьми группы проводились беседы о том, как воспитанные люди ведут себя в театре. В день премьеры стоимостью одного билета была одна широкая улыбка. Премьера постановки «Лесная история» в группе состоялась в марте прошлого года и прошла с большим успехом. Театральными зрителями стали родители воспитанников группы «Пчелка», а также родители из других дошкольных образовательных учреждений города, приглашенные на День открытых дверей. Через несколько дней нам предложили повторить постановку для детей других групп. И тогда актеры сказали, что хотят выступить уже не в своей группе, а в музыкальном зале.
Вот и сегодня представился случай еще раз вспомнить, как это было. Давайте посмотрим… (демонстрация фильма).
Осмысливая полученный опыт развития связной речи в театральной деятельности, были сделаны следующие выводы:
1. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, потому что в его основе лежит игра. А совместная подготовка к творческой постановке служит значимым средством объединения всех участников образовательного процесса.
2. Театрализованная деятельность позволяет каждому ребенку проявлять собственную творческую и интеллектуальную активность, раскрывать скрытые эмоциональные возможности, активизировать словарь. Дети учатся строить логическое, последовательное высказывание и вести диалог, задавая вопросы от лица своего персонажа другим героям; играя роль, учатся грамотно отвечать на вопросы; используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; также учатся добиваться эмоциональной выразительности монолога, позы, управлять голосом, жестами и походкой.
3. Умение интересно раскрывать свою роль, рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
4. Для театральных постановок с детьми лучше всего подходят сказки в стихах, т. к. их язык отличается большой живописностью, в нём много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают легко запомнить сказку и обогащают словарный запас ребёнка.
5. В ходе подготовки театральной постановки на основе литературного произведения следует соблюдать общие методические рекомендации, предложенные Т. Н. Дороновой и широко представленные в методической литературе.