Елена Лисименко
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «История апельсина»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познание»
Основная деятельность : познавательно-исследовательская
Форма работы с детьми: решение проблемных задач
Возраст: старшая группа
Тема: «История апельсина»
Задачи:
- совершенствовать умения изучать окружающий мир органами чувств;
- закрепление знаний детей о фруктах.
-закрепление знаний о размере, форме, поверхности.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „История апельсина“» размещена в разделах
- Апельсин
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов;
- использовать опыт для нахождения истины;
- воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий
Цель:
Закреплять знания о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление. Вызывать интерес к экспериментированию.
Оборудование: емкости для воды, фрукты, газированная вода, вода, лупы, стаканы, короб, мешочек, тарелки, коктейльные трубочки, нож, ложки.
Ход:
Дети вместе с воспитателем заходят в группу. Здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам с вами прислали посылку. Давайте посмотрим, что же там находится. Достает из посылки мешок. Ой, как интересно, что же это? Какой-то мешок, а что же там лежит. Ребята, я знаю интересную игру, которая называется «Чудесный мешочек» и предлагаю вам в нее сейчас поиграть. Вы должны определить на ощупь, то, что там лежит. Изучив, что там лежит, вы должны сказать о размере, форме, качестве поверх-ти. Воспитатель: Но вначале, я хочу вам подсказать, что там лежит с помощью загадок:
Желтогрудый, ароматный,
Кислый он не вероятно
В чай для вкуса добавляют,
Подскажи, как называют.
Слаще апельсина
Дольки. .(мандарина)
С виду он с картошкой схож,
Волосками весь оброс,
Мякоть сочная внутри,
Цвет зеленый изнутри.
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый (Апельсин).
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко. (Яблоко).
Желтая лампочка висит.
Скушать нам ее велит. (Груша)
Воспитатель: А теперь давайте на ощупь определим, что лежит в мешочке.
( Ответы детей: например, это яблоко, оно большое, круглое, гладкое.).
Воспитатель:
— Где растут апельсин, мандарин, лимоны, киви, яблоко и груша? (на дереве)
Правильно, значит, как можно про них сказать: это фрукты или овощи?
--- Ребята, среди наших фруктов, есть экзотические фрукты, кто мне подскажет, что это такое?
Игра: «Что растет на дереве?» (презентация)
Воспитатель:
— Ребята, вы знаете, как называется дерево, на котором растут апельсины? (апельсиновое дерево). Апельсины — это высокие вечнозеленые деревья с блестящими листьями.
Они имеют шаровидную крону, цветут белыми душистыми цветами, из которых образуются плоды, которые вы все любите.
На планете Земля апельсины растут очень давно, более 4 тысяч лет.
Родина апельсинов — Китай. Поэтом их так и называют: апельсин — китайское яблоко.
Игра: «Какой он?» (Игра с апельсином)
Дети по кругу передают апельсин и называют какой он (сладкий, сочный, оранжевый, спелым, большой, вкусный, душистый, ароматный, пористый, зрелый).
Оранжевая песенка
(Сл. А. Арканова, Г. Горина, муз. К. Певзнера)
Вот уже подряд два дня я сижу рисую. (встряхивание кистями)
Красок много у меня - выбирай любую! (султанчики)
Я раскрашу целый свет (Руки в стороны)
В самый свой любимый цвет. (повороты)
Оранжевое небо, (Встали, руки вверх.)
Оранжевое море, (Присели, руки вниз.)
Оранжевая зелень, (Встали, руки в стороны.)
Оранжевый верблюд. (Руки на пояс.)
Оранжевые мамы (Прыжки на левой ноге.)
Оранжевым ребятам (Прыжки на правой ноге.)
Оранжевые песни (Прыжки на двух ногах.)
Оранжево поют! (Хлопки в ладоши.)
Ответы детей.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам занять свои места в нашей лаборатории и внимательно исследовать наши фрукты.
Опыт № 1: «Сколько долек в апельсине?»
Как узнать, сколько долек в апельсине, не снимая с него кожуру и не разрезая его?
Ответ:
Чтобы узнать, сколько долек в апельсине, надо оторвать зелёную ножку, а под ней будут чётко видны жёлтые бугорки, число которых как раз равно числу долек.
На самой ножке точно так же можно сосчитать тёмные точки, их число также равно числу долек в апельсине.
Опыт №2 «Утонет или нет?»
Берем фрукты, опускаем в сосуд с водой. Фрукты тяжелее воды утонут, а легче всплывут. Очистим фрукты и положим их в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Что мы можем предположить? Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держать апельсин на воде?
Давайте возьмем лупу и рассмотрим кожуру. Расскажите, какая она.
Ответы детей: (Кожура неровная, шершавая, пористая)
- Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет. Значит, можно утверждать, что воздух легче воды. Опыт назывался «Утонет или нет?». Теперь мы можем дать правильный ответ на этот вопрос?
Ответы детей
-Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)
Опыт №3 Берем стакан с водой и с помощью коктейльной трубочки выпускаем воздух на дно стакана. Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность, что еще раз доказывает, что воздух легче воды.
Ребята, где человек нашёл применение этого свойства воздуха? (Надувные круги, матрасы, лодки, спасательные жилеты)
Опыт №4 «Подводная лодка»
Возьмите стакан со свежей газированной водой и стакан с обычной водой, бросьте в нее небольшой кусочек мандарины. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что кусочек всплывет.
Выловим кусочек ложечкой, на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевший кусочек вновь опустится на дно. Здесь он снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
- Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, что нового вы узнали, что вам понравилось и запомнилось больше всего.
Ответы детей.
Дети встают, прощаются с гостями, на подносах забирают оборудование.