Жанна Шипунова
Познавательно-практическая деятельность в старшей группе «Что мы знаем о воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
— уточнять и расширять знания детей о свойствах воды и её агрегатных состояниях;
— формировать элементарные знания о круговороте воды в природе;
— совершенствовать навыки проведения лабораторных опытов, умение работать в группе, фиксировать свои наблюдения в лабораторных листах;
— развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения;
— воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы и оборудование:
Публикация «Познавательно-практическая деятельность в старшей группе „Что мы знаем о воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
— подносы, пипетки, пластмассовые блюдца, губки, кусочки пенопласта, лупы, песок, фартуки, лабораторные листы, карандаши или фломастеры, значки голубого и жёлтого цветов;
— оборудование для демонстрации круговорота воды в природе (электрический чайник, стекло); схема круговорота воды в природе;
— предметные картинки.
Предварительная работа:
— проведение с детьми опытов с водой: «Тонет — не тонет?»; «Растворяется — не растворяется?»; «Смешивание красок»; «Имеет ли вода форму?»; «Есть ли вода в растениях?»; «На каком блюдце вода испарится быстрее?» и др.
— знакомство с картами-схемами «Свойства воды»;
— наблюдения в природе: таяние снега, лужи после дождя, роса, туман, снегопад и т. д.
— беседы: «Кому нужна вода?», «Пресная и солёная вода», «Как беречь воду? и др.
— использование художественной литературы: загадки о природных явлениях, связанных с водой; пословицы, поговорки, устойчивые выражения о воде; чтение художественных произведений М. Гумилевской: «Рассказ о водяной капельке», «Почему бывают туманы?», «Осенние дожди».
Ход беседы:
В. Ребята, о чём мы сегодня будем с вами говорить, узнаете, отгадав загадку.
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей её — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам:
Зовут её(вода).
Правильно. Скажите, ребята, где в природе встречается вода? (Дети передают друг другу «капельку» и отвечают.)
Сегодня я хочу вам рассказать интересную историю (садимся на ковёр).
Случилась эта история на одном маленьком острове. Однажды там пропала вода. Не осталось ни одной капельки!
Как вы думаете, хорошо ли жить без воды? (Плохо)
Кто не может жить без воды? (Люди, растения)
Почему? (Невозможно приготовить еду, попить, постирать)
Люди на острове спрашивали друг друга: «Куда же исчезла вода? Что случилось?». Но никто не мог дать ответа. На том острове, высоко в горах, жил один мудрый старик. Он спустился к людям и проговорил к ним такие слова:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А вы из крана — кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря.
И вот прошло немного лет —
И нет водицы — нет, нет, нет!
И тогда люди догадались, в чём дело. А вы догадались, почему от людей ушла вода? (Они не берегли её.)
Тогда люди на том острове попросили прощения у воды, и она к ним вернулась. Чтобы беречь воду, нужно не только заботиться, но и многое знать о ней.
Я предлагаю собрать Учёный Совет и рассказать о том, какую пользу и какой вред приносит вода. Сейчас вы разделитесь на две группы. Дети, у которых значки голубого цвета, посовещаются и расскажут о том, какую пользу приносит вода. А те дети, у кого значки желтого цвета, о том, какой вред может принести вода.
Дети в подгруппах совещаются, а затем выступают представители от каждой команды.
В. Ребята, а вы хотели бы узнать о воде что-нибудь новое, интересное? (Да.)
Сегодня мы с вами будем не только говорить о воде, но и проводить опыты. Для этого у нас есть необходимая одежда. (Надевают фартуки.) Давайте вспомним, как нужно себя вести в лаборатории? (Не толкаться, громко не разговаривать, не мешать друг другу.) Чтобы движения ваших рук были точными и ловкими, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
В море бурном, в море синем
Быстро плавают дельфины.
Не пугает их волна,
Рядом плещется она.
Выплывает с моря кит
И дельфинам говорит:
Вы, дельфины, не шумите,
Рыбку быструю ловите.
Раз, два, три, четыре, пять —
Надо рыбкам уплывать.
(Движения согласно тексту.)
А сейчас займите свои рабочие места. (Дети садятся за столы с необходимым оборудованием для проведения опытов.)
Ребята, давайте вспомним:
Какого цвета вода? (Бесцветная.)
Какая она по вкусу? (Безвкусная.)
Какой она формы? (Не имеет формы.)
Как вы думаете: имеет ли капля воды форму? (Ответы детей.)