Елена Чужайкина
«Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации
(ДОО) и семьи в РФ в современных условиях развития общества является наиболее актуальной. Одна из главных проблем дошкольного образования в России, является организация взаимодействия детского сада с семьей для выработки общей стратегии действий по вопросам воспитания и развития личности дошкольника. Как известно, семья является первым и главным институтом социализации ребенка, в условиях семьи формируется первый социально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития личности ребенка. Но, к сожалению, сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации, например, такие как снижение воспитательного потенциала, изменение роли родителей в процессе первичной социализации ребенка, тенденция отстранения родителей от ответственности за своего ребенка. Поэтому для изменения ситуации в положительную сторону родителям необходима социально-педагогическая помощь, и так как первым внесемейным институтом социализации ребенка является детский сад, то помощниками могут быть квалифицированные педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: выявить эффективные современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй.
Методы исследования: общенаучный метод: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных.
Семья и ДОО – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Задача педагогов и родителей – помочь ребенку войти в современный мир. Сотрудничество этих двух институтов необходимо. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов (партнерские отношения) возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения. Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОО.
В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольной организации [4, c. 59].
Дошкольная образовательная организация – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы непосредственной образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка [2, c. 16].
Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает: – взаимопомощь, – взаимоуважение и взаимодоверие, – знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении, обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом [3, c. 62].
Условия успешной работы с родителями:
– изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска;
– дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; целенаправленность, систематичность, плановость;
– доброжелательность и открытость [5, c. 84].
Формы взаимодействия с семьей
Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи выделяют:
1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
2. Информирование родителей о ходе непосредственного образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
3. Образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.
4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности [6, c. 27].
Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными. Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные (таблица 1) [1, c. 45].
Таблица 1
Современные формы взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Наименование Цель использования Формы проведения общения
Информационно- аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности - Проведение социологических опросов
- Анкеты
- Индивидуальные беседы
- Картотеки «Педагогическая копилка
- Переписка по электронной почте
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у роди- телей практических навыков воспитания детей - Семинары-практикумы
- Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
- Мини-собрания
- Педагогическая гостиная
- Устные педагогические журналы
- Исследовательская, проектная деятельность
- Интернет-журнал
Досуговые Установление эмоцио- нального контакта между педагогами, родителями, детьми - Совместные досуги, праздники
- Интерактивные досуговые мероприятия
- Выставки работ родителей и детей
- Семинары
- Мастер-классы
- Дни добрых дел
- Турниры знатоков
- КВН
Наглядно- информационные:
информационно- ознакомительные; информационно- просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей -Буклеты
- Электронные газеты
- Дни (недели) открытых дверей
- Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
- Выпуск стенгазет
- Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности
- Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду
Опираясь на вышеизложенные факты, можно сделать вывод, что семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Литература
1. Воспитательный потенциал семьи. Формы совершенствования: пособие / М. П. Осипова, Е. Д. Осипов. – Брест : БрГУ, 2016. – 150 с.
2. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. М. : ТЦ Сфера, 2017. – 145 c.
3. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации мониторинг / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 112 c.
4. Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети. Нет доступа. Основная коллекция.. Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети : методич. пособие / Л. И. Маленкова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 303 с.
5. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 1. Ощущения и восприятие : учебник и практикум для вузов / Р. С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 302 с.
6. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учебное пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под редакцией С. Н. Юревич. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 181 с.