Ирина Сурнова
«Волшебница Зима». Конспект образовательной деятельности развитию связной речи с использованием пособия «Радужный бассейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
по формированию лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи с использованием пособия
«Радужный бассейн»
Тема: Волшебница Зима
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления о характерных особенностях зимней природы, словарь в рамках лексических тем «Зима», «Зимующие птицы»
Коррекционно-развивающие:
- развивать коммуникативные навыки в работе над связной речью, закреплять умение пересказывать короткий текст;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать мелкую моторику, тактильные ощущения;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- закреплять умение координировать движения в соответствии с текстом;
- развивать фантазию, творческое воображение.
Воспитательные:
- формировать внимательное, заботливое отношение к окружающим доброжелательное отношение друг к другу в процессе совместной деятельности;
- воспитывать чувство доброты к природе, эмоциональную отзывчивость, культуру поведения.
Оборудование: пособие «Радужный бассейн» (разноцветный рис); ноутбук; тарелочки, маленькие коробочки и ложечки; плоды деревьев, кусочки коры и веточек; картинки зимующих птиц; снежинка.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент
Логопед: Вот повеял ветерок, холодом пахнуло,
Снежная волшебница рукавом махнула.
Полетели с высоты белые пушинки,
На деревья и кусты сыплются снежинки!
- Ребята, что же это за снежная волшебница? Догадались?
Дети: Это Зима.
Логопед: Верно. И сегодня я приглашаю вас поговорить о наступлении зимы. Но что это? Кажется, к нам кто-то спешит в гости… У нас – видеозвонок! Хотите узнать, кто нас вызывает? (Ответ детей)
(На экране ноутбука демонстрируется фрагмент мультфильма «Чунга-Чанга», где дети говорят о том, что они ничего не знают о зиме и просят рассказать о ней)
Логопед: Ребята, расскажем нашим гостям о зиме?
Дети: Да!
Логопед (гостям): Оставайтесь с нами на связи, у нас будет включена камера и вы все увидите. Мы попробуем рассказать о зиме и показать все, что знаем. А чтобы было интересно, будем играть.
2. Основная часть
1) Д/и «Да и нет» (на закрепление признаков зимы)
(Перед каждым из детей по две тарелочки с рисом красного и зеленого цвета. Логопед задает вопросы, и дети перебирают рис пальчиками: если «да» - зеленый рис, если «нет» - красный).
Зимой цветут деревья?
Зимой растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Метели зимой бывают?
Медведь по лесу гуляет?
А букашки крепко спят?
Птицы с юга к нам летят?
Серый зайка ловко прячется от волка?
Часто-часто льют дожди?
Надеваем шубки мы?
Солнце светит очень ярко –
Можно детям загорать?
Ну а что же нужно делать,
Чтобы нам пойти гулять?
Логопед: Вы хорошо знаете приметы зимы. Молодцы.
(Дети ссыпают рис в соответствующие контейнеры)
Логопед: На острове Чунга-Чанга всегда тепло и солнечно, растет много вкусных плодов, которыми животные и птицы могут лакомиться круглый год. А что же наши звери и птицы? Чем они питаются зимой? Давайте вспомним.
2) Д/и «Узнай плоды на ощупь»
(В контейнере с крупой закопаны различные плоды: желуди, каштаны, ягоды рябины, кора дерева, веточка…Детям завязывают глаза, и они, раскапывая и находя предметы, на ощупь определяют их).
Логопед: Как вы думаете, кому могут пригодиться эти плоды?
Дети: Желуди, каштаны – кабанам, белкам. Кора и веточки – зайцам, лосям. Семена и ягоды рябины – птицам.
Логопед: Как называются одним словом птицы, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие.
Логопед: Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей). А какие прилетают зимовать к нам? (ответы детей).
- Нашим гостям очень понравилось название одной птицы – снегирь. Но они никогда эту птицу не видели и не знают, как она выглядит. А вы знаете? Тогда смотрите внимательно на экран ноутбука. Как только увидите снегиря – хлопайте в ладоши.
(Демонстрация видеоролика о зимующих птицах)
Логопед: А сейчас вы превратитесь в снегирей. Возьмите контейнеры с рисом. Я буду читать стихотворение, а вы пальчиками-«клювиками» должны «склевать» все слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «Что делает?»
3) Д/и «Снегири»
(Логопед медленно читает стихотворение И. Сурикова «Зима»; дети, сжимая и разжимая пальцы в крупе, как бы «склевывают» нужные слова).
Физкультминутка
Наконец пришла зима Дети, шагая на месте,
разводят руки в стороны
Стали белыми дома Шагая на месте, складывают руки
над головой «домиком»
Снег на улице идет Выполняют плавные движения
руками вверх-вниз
Дворник улицу метет Изображают подметание улицы
Мы катаемся на санках, Приседают, вытягивая руки
вперед
Пишем на катке круги, Закладывают руки за спину,
медленно кружатся
Ловко бегаем на лыжах Изображают ходьбу на лыжах
И играем все в снежки. Изображают лепку и бросание
снежков
Логопед: Ребята, нашим гостям было очень интересно посмотреть, как мы развлекаемся в зимнее время года, но они никак не могут понять, как же выживают птицы, если так мало корма зимой?
(Дети рассказывают о том, что нужно помогать птицам, делать кормушки и развешивать их во дворах, парках)
Логопед: А давайте еще расскажем об этом и покажем.
4) Пересказ рассказа «Кормушка» с одновременным действием рук в контейнерах с крупой.
Кормушка
Наступила холодная зима. Голодно птицам в лесу.
(перетирают крупу между ладоней). Дети попросили дедушку сделать кормушку для птиц. («Рисуют» прямоугольник на крупе). Принесли дощечки (стучат ребром ладоней по крупе), молоток (стучат кулачками), гвозди (стучат указательными пальцами). Когда кормушка была готова, дети повесили ее на березе и насыпали корм: крупу, семечки, хлебные крошки…(«рисуют» прямоугольник, дерево, затем сыплют крупу, имитируя насыпание корма). Дети спрятались за елкой и стали наблюдать (сдвигают крупу к заднему бортику, как бы создавая преграду). Сначала на кормушку прилетели воробьи, потом синицы («рисуют» витиеватые дорожки сначала одной, потом другой рукой). Птицы быстро клевали корм. (перебирают крупу пальчиками).
(Дети пересказывают рассказ по цепочке, выполняя каждый свое действие)
Логопед: Молодцы, дети! Я думаю, что нашим друзьям с острова Чунга-Чанга было с нами очень интересно. Давайте спросим у них.
(Включает экран ноутбука, герои мультфильма благодарят детей и прощаются с ними)
- А теперь я предлагаю вам подготовить сюрприз для наших друзей. Вам бы хотелось порадовать их? Тогда отгадайте загадку.
Она, кружась, летает,
В ладошке быстро тает.
Станет капелькой в руке,
Как слезинка на щеке.
Дети: Снежинка.
Логопед (подходит к окну и берет снежинку): Посмотрите, какая красивая снежинка прилетела к нам. На что она похожа? (Ответы детей). Я предлагаю создать снежинки с помощью риса. Какой цвет вам потребуется? (Белый).
(Далее дети набирают белый рис в маленькие коробочки и методом высеивания «рисуют» в своих контейнерах снежинки)
Логопед: Очень красиво у всех получилось. Я думаю, такой сюрприз порадует ребят с южного острова, которые никогда не видели снега. Сейчас я сфотографирую ваши снежинки и отправлю по почте на остров Чунга-Чанга.
3. Итог
- Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии? Что было самым трудным? (Ответы детей)