Любовь Щипцова
Проект «Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: сентябрь-ноябрь
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность проекта
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Пересказ сказки способствует развитию связной речи детей. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре, можно использовать в повседневной жизни.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
Поэтому мною была выбрана театрализованная деятельность, как эффективное средство совершенствования речи детей.
Проблема
У детей недостаточно развита связная речь, словарный запас беден и однообразен. Речь невыразительная.
Гипотеза
Использование различных видов театрализованной деятельности сыграет позитивную роль на развитие речи дошкольников, умение передавать характер персонажей интонационной выразительности речи, мимикой, жестом. Процесс развития связной речи детей подготовительной к школе группы будет протекать наиболее успешно.
Цель проекта: развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи для детей:
- Развитие связной речи детей;
- Развитие интонационной стороны речи;
- Развитие мелкой моторики детей, их воображения, фантазии;
-Закрепление умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный); совершенствовать навыки драматизации, умение распределять между собой обязанности и роли.
- Использование в речи знакомых элементов сказки: присказка, зачин, концовка.
Задачи для педагогов:
- Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников;
- Активизировать развитие речи детей через театрализованную деятельность.
-Способствовать созданию атмосферы сотрудничества и партнерских взаимоотношений с родителями.
Ожидаемый результат
1. Пополнение в группе театрально-игрового уголка новыми атрибутами, настольными театрами.
2. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
3. Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
4. Дети научатся передавать характер персонажа мимикой, жестами, интонациями.
5. Активная вовлеченность родителей в работу ДОУ.
Направление реализации проекта:
- Совместная деятельность с детьми;
-Партнерские взаимоотношения с родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Провели опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний.
Наметили задачи.
Определили сроки проекта, его участников.
Составили перспективный план работы.
Подобрали необходимую литературу, методы и приемы работы.
Подбор материалов по теме проекта.
Пополнение театрально-игрового уголка в группе разными видами театров, костюмами для ряженья, ширмой.
Разработка проекта.
2 этап. Основной
-Изготовление ширмы «Русская изба», атрибутов, декораций и приглашений на представление.
- Шапочки – маски (для сказок и подвижных игр).
- Посещение библиотеки.
- Проведение бесед: «Что такое театр», «Кто работает в театре», «Что есть в театре» и др.
- Занятий, театрализованных игр, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, подвижных игр (Артикуляционная гимнастика: «Маятник», «Рисуем круг», «Трубочка», «Лягушки улыбаются», Грибок» др.
Упражнение на речевое дыхание: «Греем ручки», «Кто дольше сможет подуть на листики?», «Эхо», «Звуки вокруг нас» и др.
Проговаривание чистоговорок, скороговорок с разной интонацией
Игра-импровизация «Лягушка скачет к теремку», «Как лиса крадется», Мышка
бежит», «Зайчик дрожит» и др.
-Изготовление настольного деревянного театра «Волк и семеро козлят»;
-Чтение произведений из раздела «Русские народные сказки», авторские сказки, рассматривание иллюстраций.
Выставка рисунков «Любимый герой сказки» (совместное творчество родителей и детей).
Сундучок воспоминаний: «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем».
Составление творческих рассказов. («Придумай свою историю», «Я начну, а ты продолжи. и др.)
-Придумывание собственных сказок (совместное творчество родителей и детей).
-Постановка сказок «Три поросенка», «Теремок», «Лиса и козел», «Дюймовочка» и др.
Распределение ролей, разучивание диалогов к сказке.
Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.
Репетиция сказок.
-Показ сказки «Дюймовочка» родителям и детям старших групп.
-Просмотр спектаклей в исполнении артистов Нижегородских театров.
-Библиотека семейного чтения.
Работа с родителями:
-Анкетирование
-Консультации («Речь ребенка в подготовительной группе»)
-Папки – передвижки (Игры наших бабушек и дедушек», «Как устроить домашний театр для детей»)
-Индивидуальные беседы
- Выставка рисунков «Любимый герой сказки» (совместное творчество родителей и детей)
-Библиотечка семейного чтения.
-Привлечение родителей к изготовлению костюмов.
3 этап. Заключительный
- Фотовыставка: участие детей и родителей в театрализованной деятельности.
-Участие в фестивале «Вся жизнь театр».
- Отчет о проделанной работе, презентация.
Заключение
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Наш опыт показывает, что театральная деятельность – эффективный путь решения проблемы развития речи у детей старшего дошкольного возраста.