Волненко Татьяна Николаевна
Познавательно-исследовательский проект «Здравствуй, гостья-зима!» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность:
В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры. Поэтому необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Красота зимней природы, множество народных традиций даёт возможность стимулировать интерес и детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) и позволяет устанавливать причинно – следственные связи.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Здравствуй, гостья-зима!“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
2. Цель проекта: способствовать формированию знаний детей о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
3. Задачи:
• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
• Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
• Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
• Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
• Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
• Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
• Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
• Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
• Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
4. Вид проекта: познавательно- исследовательский.
5. Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
6. Ожидаемый результат: конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.
7. Методы и формы работы:
- наблюдение;
- непосредственно-образовательная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- составление рассказов;
- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
- игровая деятельность;
- разные формы бесед;
- продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация;
- исследовательская деятельность;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций;
- взаимодействие с родителями.
8. Работа с родителями:
1. Помощь в подборе детской литературы по теме.
2. Загадки о зиме.
3. Консультация для родителей.
"Какие сказки почитать ребенку дома"
4. Оформление рисунков и поделок, изготовленных в процессе совместной деятельности: тема "Волшебница зима"
5. Беседа:
"Как одевать ребенка зимой" "Как избежать травм в зимнее время года"
6. «Столовая для птиц» - Изготовление кормушек для птиц.
7. Знакомство с папкой-передвижкой
«Прогулки зимой».
8. Информация для родителей в «Уголке Здоровья»:
1) «Зимние травмы».
2)«Свежий воздух малышам нужен и полезен»
3)«Осторожно, вирусы».
4)«Профилактика простудных заболеваний в зимний период»
5) «Одеваться по погоде – как это важно!»
6)«Осторожно гололед!»
9. Предполагаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут:
- Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
- Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
- Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
- Прочесть наизусть одно из видов художественной литературы о зиме
(стихотворение, загадку, поговорку и т. д.)
- Повысить речевую активность, активизировать словарь по теме «Зима"
10. Срок реализации: краткосрочный (с 04.12.17 по 15.12.17).
План реализации.
Этапы:
1. Подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов.
• Создание развивающей среды.
• Подбор художественной литературы по теме.
• Разработка мероприятий.
2. Основной:(Практический)
Интеграция темы по образовательным областям
Наблюдения
Занятия
Разделы программы Организация совместной деятельности с детьми Совершенствование предметно-развивающей среды
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
Андерсен «Снежная Королева» В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег» Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г. Снегирёв «Про птиц», Н Сладков Еловая каша», В. Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», Молодая ворона», С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Лиса и волк», Заюшкина избушка», Зимовье зверей» Братья Гримм «Госпожа Метелица».
Творческие беседы: «Мои любимые сказки о зиме», «Сказка о Снежной Королеве».
Проговаривание чистоговорок.
Беседы: «Почему мне нравится зима», «Как звери в лесу зимуют»,
«Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает зимой животным в лесу»,
«Зачем зимой снег», «Помоги птицам», «Осторожно! Зимние травмы.».
Пословицы и поговорки о зиме.
Составление описательного рассказа «Зимушка-зима».
чтение и заучивание стихотворений о зиме.
Д/и «Какой, какая, какие» (снег, зима, снежинки и т. д., «Подбирай, называй, запоминай», «Из чего -какой?» (горка из снега-снежная и т. д.) Д/и: «Когда это бывает?», «Доскажи словечко», «Снежные слова» .
Изготовление книг-самоделок на тему «Гостья зима» Набор предметных картинок по теме зима. Картина для рассматривания «Зима в лесу», «Зимние забавы".
Иллюстрации по теме «Зима», книги для рассматривания
Д/игры:
«Когда это бывает» «Найди пару»
«Найди такой же»
Художественно-эстетическое развитие Рисование на тему «Зима».
Лепка снежинок, вырезывание снежинок.
Д/и «Найди такую же снежинку», «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах).
Рисование карандашами «Кто как зимует?».
Оформление масок животных и птиц.
Слушание детских песен о зиме:
- песня «Коньки» - сл. Денис Червяцов, муз. В. Богатырёв
- песня «Зимы я вовсе не боюсь»
- песня «Кабы не было зимы»
- песня «Морозный денёк» - сл. М. Львовский, муз. Марк Мильман
- песня «Три белых коня» - сл. Л. Дербенёва, муз. Е. Крылатова
Рассматривание альбомов, иллюстраций на тему: «Зимние мотивы» (репродукции картин русских художников).
Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, образцы посуды
Раскраски по теме.
Шаблоны, трафареты.
Печатки из картофеля.
пальчиковые краски.
пластилин, цветное тесто
Познавательное развитие Дидактические игры: «Найди ошибки» (чего не бывает зимой, «Кто что делает зимой», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе, «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах).
Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».
Опыты и эксперименты.
Загадки о зимних явлениях в природе
Презентации:
Темы : «Зимушка- зима», «Зимние месяцы», «Зимующие птицы», «Животные леса зимой», «Зимние забавы».
Беседы: «Первые признаки зимы» Рассматривание альбома «Зимний лес».
Физическое развитие Подвижные игры: П/и «Два Мороза». «Смелее вперед», «Серенький заинька», «Ловишки», «Затейники», «Ледяные фигуры».
Игры – имитации образов персонажей зимних сказок.
Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»; Артикуляционная гимнастика: «Часы», «Лошадка», «Вкусное варенье» и т. д. Речевые упражнения «Самолет», «Поезд», «Лошадки». Спортивные эстафеты.
Пальчиковые игры: «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка», «Елочка», «Пирог», «На елке» Иллюстрации о зимних видах спорта.
Папка – передвижка «Одеваемся на прогулку»
Социально-коммуникативное развитие Беседы «Гололед», «Что делать, чтобы не замерзнуть», «Зимняя одежда» .
Опыты: «Свойства снега», «Каким бывает снег,«Почему снег мягкий?», «Почему снег греет?»
Изготовление цветных льдинок.
Пополнение уголка экспериментирования предметами, необходимыми для проведения опытов с водой, снегом, воздухом. (формочки, баночки, пищевой краситель, лупа,вертушек)
3этап. Заключительный Выставка рисунков "Зимушка – зима"